Танцы и кино. История возникновения мюзикла

Автор
dance.ru
29611
0
29611
16:10 от 23.10.2023
Автор: Юлия Винар

В последнее время мы часто обращались к персоналиям хореографов-постановщиков, оказавших большое влияние на историю развития взаимодействия танцев и кино (Фред Астер, Боб Фосси, Джин Келли). А также разбирали феномен клипов Майкла Джексона, которые по наполнению больше похожи на короткометражные фильмы, как правило, имеющие четкую сюжетную линию и музыкальную режиссуру, но при этом зачастую рассказаны посредством танца и языка тела. Сегодня мы бы хотели немного поговорить об истории возникновения мюзикла в кино и «крупными мазками» обозначить роль хореографии в таких фильмах.

Клип «Remember The Time». Michael Jackson

Кинематограф на сегодняшний день является самым массовым видом искусств, а его язык на протяжении всего своего существования формируется и обогащается другими видами. Новая художественно-синтетическая реальность возникает в результате взаимодействия противоположных начал, в своем синтезе вступающих в определенные конфликты и разрешающих их. В данном контексте взаимоотношения танца и кино очевидны с самых ранних этапов возникновения кинематографа. Однако зачастую танец использовался лишь как часть событийного ряда или необходимый элемент базового владения актерами пластикой тела. Это позволяло выражать эмоциональное состояние через характер движения.


«Цилиндр» реж. Марк Сэндрич, 1935 г.

Но в процессе развития кинематографического искусства режиссёры всё чаще наделяют танец и другими метафорическими смыслами — он становится не только частью драматургии, но и вполне самостоятельным элементом образной системы. Плотный синтез музыки, танца и кинематографа постепенно приводит к образованию нового киножанра, прежде имеющего широкое распространение на театральных подмостках, а именно — мюзикла. Справедливости ради, стоит отметить, что и в театре, ввиду большого жанрового сходства с опереттой, мюзикл как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался, однако на протяжении своего существования он сформировал свои особенности, которые отличают его от других жанров. Американский музыкально-развлекательный театр, активно набирающий обороты в начале прошлого века, вобрал в себя множество популярных на тот момент жанров: оперетту, водевиль, попурри, рапсодию, варьете, инструментальную сюиту, бурлеск и даже фарс. Все перечисленные жанры, в основном, были предназначены для развлекательных целей и были просты для восприятия. Широкое распространение заполучила также джазовая легкая музыка, возникшая в результате взаимодействия двух музыкальных культур — европейской и африканской. Изменение характера музыки неизбежно повлекло за собой и принципиальное изменение драматургической основы. Так, на пересечении, казалось бы, несоединимых художественных направлений возник мюзикл . Говоря о мюзикле, большинство исследователей уделяло основное внимание музыкальной составляющей, а под «классиками мюзикла», в первую очередь, имели в виду музыкальных композиторов. Увы, на заре музыкального киножанра основные творческие силы действительно были задействованы в режиссуру музыкальной составляющей мюзиклов, тогда как ее хореографическая основа была значительно слабее. Зачастую, танцевальная часть носила лишь прикладной характер, не имея самостоятельного значения. Или же наоборот – сильные хореографические номера существовали будто вне мюзикла. Не являясь частью драматургии, подобные зрелищные танцевальные сцены своей развлекательностью и самобытностью обесценивали непосредственно действо.


«Весь этот джаз» реж. Боб Фосс, 1979 г.

Однако, потенциал особого способа выражения мысли балетмейстером через хореографическое мастерство постепенно позволил танцу стать эффективным кинематографическим приемом, обогащая киноязык в целом. Благодаря нескольким знаковым картинам («Королевская свадьба» реж. Стэнли Донен, 1951г., «Поющие под дождем» реж. Стэнли Донен и Джин Келли, 1952г., «Вестсайдская история» реж. Роберт Уайз, 1961г., «Звуки музыки» реж. Роберт Уайз, 1965г.) хореография в мюзиклах постепенно выходит на передний план, усиливая драматизм сюжета с помощью пластических невербальных способов выражения эмоционального состояния героев. Танец теперь трактуется как как одно из равноправных средств реализации сюжета и характеристики героев – он формирует их общие психологические портреты посредством взаимодействия героев за счет собственного метаязыка. В итоге, происходит трансформация жанра киномюзикла от кино про танец и бессюжетного видеоряда с танцевальными номерами, до кино, основанного на передаче информации посредством танца. Это открытие распахнуло новые перспективы для творчества хореографов, а количество танцевальных номеров в мюзиклах стало стремительно расти.

«Королевская свадьба», реж. Стэнли Донен, 1951 г.
Комментарии
Написать


Написать
Отменить

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

15.02.2025 - 16.02.2025
8.03.2025 - 9.03.2025
29.03.2025 - 29.03.2025

Все для танцев