И весь его джаз: специальный выпуск ко Дню рождения Боба Фосси

Автор
dance.ru
16416
0
16416
12:30 от 23.06.2023
Автор: Юлия Винар

В продолжении цикла, посвященного величайшим хореографам-постановщикам в истории кинематографа, сегодня мы бы хотели поздравить с 96-м днем рождения Боба Фосси, ставшего, пожалуй, самой влиятельной фигурой в области джазового танца в двадцатом веке. Роберт Луи Фосси (англ. Robert Louis Fosse, 23 июня 1927 — 23 сентября 1987) — американский хореограф, танцор, режиссёр театра и кино, сценарист, актёр. Обладатель восьми премий «Тони» за хореографию, премии «Оскар» за лучшую режиссуру и премии BAFTA. Бесконечно талантливый, неутомимый и бескомпромиссный в своем творчестве, Фосси оказал огромное влияние на развитие танца в целом, поп-культуру XX века, но одним из главных его достижений стало создание своей, оригинальной концепции реалистического киномюзикла. Попробуем определить, в чем именно выражалась специфика работы гениального хореографа.

Роберт — пятый ребёнок из шести в семье норвежско-ирландского происхождения. Он в 4 года поступил в студию хореографии, а чуть позже перешёл в балетную школу Фредерика Уивера, где был на тот момент единственным мальчиком. В ранней юности с приятелем Чарли Грассом Роберт создал танцевальный дуэт «Братья Рифф», приобретший коммерческий успех. Окончив среднюю школу в 1945 году, он поступил на флот, но Вторая мировая война очень скоро подошла к концу. После увольнения Роберт переехал в Нью-Йорк, где сформировал танцевальную команду и выступал в развлекательных шоу для телевидения и на музыкальной сцене. В 1950 году он дебютировал на Бродвее, в 1952 году впервые появился на экранах, а уже в 1953 году Фосси попал в Голливуд и заключил контракт с «Metro Goldwyn Mayer».

Вдохновленный творчеством Джека Коула, Фреда Астера и Джерома Роббинса, Фосс свободно владел поразительной смесью стилей. В своих постановках хореограф обращался к балету, джазу, маршу, канкану, цыганскому танцу, чечетке, бальным танцам. Находя необычное применение привычным па, Боб тонко чувствовал музыку и с помощью тела обыгрывал все ее нюансы. Также Фосс создал последовательный собственный стиль в костюмах с характерными шляпами-котелками, сетчатыми чулками и перчатками.
«Пижамная игра» (1954) была первым шоу, полностью поставленным Фосси, и имела огромный успех. Танцам в постановке была уделена заметная роль — Фосси акцентировал внимание на ударных, ритмических элементах песен. К моменту репетиции он обычно уже полностью имел хореографический рисунок у себя в голове. Сенсационные номера, такие как «Hernando's Hideaway» и «Steam Heat» принесли ему первую из восьми наград «Тони» — за лучшую хореографию. А «Steam Heat» позже был признан одним из шедевров современного танцевального искусства.


За «Пижамной игрой» последовало множество успешных проектов, в которые Боба приглашали в качестве главного хореографа. Фонтанируя экстраординарными идеями, творец все чаще сталкивался с ограничениями, и устав идти на уступки Фосси решил, что ему пора заиметь полную творческую свободу, став самому себе режиссером. Удача улыбнулась ему уже в 1959 году, когда Боб Фосси и Гвен Вердон получили приглашение работать над мюзиклом «Рыжий» («Redhead») на музыку Альберта Хейга. Прежде чем подписать контракт, Вердон, которая тогда была практически королевой Бродвея, выдвинула условие: Боб Фосси не только должен стать хореографом проекта, но и режиссером. В этом мюзикле Гвен продемонстрировала, что ее возможности танцовщицы почти безграничны: в танцах, поставленных Бобом, было все, от канкана до элегантных балетных па и чувственного танго. «Рыжий» был удостоен пяти премий «Тони», три из которых достались Бобу и Гвен. Фосси был признан лучшим режиссером и хореографом, а Вердон — лучшей актрисой. В 1960 году Боб Фосси и Гвен Вердон поженились.

В 1966 году хореограф создал «Милую Черити» — мюзикл композитора Сая Коулмэна на стихи Дороти Филдс и либретто Нила Саймона, а уже в 1969 году мюзикл стал кинодебютом Фосса-режиссера.


Сюжетная линия фильма и театральной постановки основаны на сценарии к драме «Ночи Кабирии», поставленной Федерико Феллини. Фильм получил неплохие отзывы и три номинации на «Оскар», однако вскоре его успех затмило знаменитое «Кабаре» (1972) — по мнениям критиков, лучший фильм хореографа.


В главных ролях снялись Лайза Минелли, Джоэл Грей и Майкл Йорк. Фильм стал рекордсменом премии «Оскар», получив 8 наград при 10 номинациях, но не победив при этом в главной — «лучший фильм», доставшейся «Крестному отцу» (1972, реж. Фрэнсис Форд Коппола). Боб Фосс после делился секретами создания своего неповторимого стиля в жанре киномюзикла: «Исключив некоторые песни из сценической постановки (мюзикла „Кабаре“), я решительно изменил бродвейское шоу; мои коллеги согласились со мной. Бродвейская история была разновидностью комедии-драмы с музыкой. Я же хотел добиться чистоты стиля и избежать обычного пути создания мюзикла по типу „от пьесы — к фильму“. То есть избежать копирования театра в киномюзикле. „Пение под дождем“, „Американец в Париже“, все мюзиклы с участием Джина Келли и Фреда Астера — это классика. Но они созданы в другое время. Сегодня мюзиклы, где люди поют, шагая по улице или развешивая белье, кажутся мне изжившими себя — по правде говоря, они выглядят для меня несколько комично. Это можно делать на сцене. У театра свой собственный — условный —мир. В кино же самое фантастическое становится реальным. Когда я снимал „Милую Черити“, я особо подчеркивал реальность и, насколько возможно, удалял ее от атмосферы павильона. Киномюзикл должен создавать свой собственный мир... В реальном мире мы не увидим ни одной любовной пары, поющей на скамейке в парке или танцующей. Публика знает это, и все-таки принимает все как есть. Но я не уверен, что и сегодня нужно так делать. Как художественная форма кино стало очень интеллектуальным. А вместе с ним и публика».

После этого у Фосса было немало громких проектов, но особое внимание хотелось бы обратить на телефильм «Маленький принц», где он выступил хореографом и сыграл в нем Змею. Вероятно, именно сцена танца Боба Фосса стала основополагающей в формировании фирменного стиля Майкла Джексона, так как «Маленький принц», был выпущен, когда будущий король поп-музыки был еще ребенком.


Одним из важнейших произведений в карьере Фосса является его киноисповедь — «Весь этот Джаз» («All that Jazz», 1979).


Хореограф никогда не скрывал, что фильм получился автобиографичным. По злой иронии так же, как и главный герой, Фосс скончался от инфаркта в 1987 году во время работы над своей следующей лентой. В картине Фосси предстал перед зрителем со всеми своими проблемами и внутренними демонами, за счет чего «All That Jazz» стал одной из самых честных картин о творчестве. Перипетии картины отсылают зрителя к другому шедевру, картине «8½» (1963, реж. Федерико Феллини). «Весь этот Джаз» получил высокие отзывы критиков, выиграл «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, а также был номинирован на премии «Оскар», выиграв четыре награды, «Золотой глобус» и BAFTA. В 2001 году фильм был включён в Национальный реестр фильмов США как обладающий «культурным, историческим или эстетическим значением». 

Необычайная энергия и бешеный темп не только творчества, но и личной жизни Боба Фосси подарили ему всего 60 лет насыщенной жизни — смерть настигла хореографа в относительно раннем возрасте. Однако его страсть и самобытность творчества навсегда изменили танцевальное искусство Бродвея.
Комментарии
Написать


Написать
Отменить
Читайте также

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

17.12.2023 - 17.12.2023
13.01.2024 - 14.01.2024
27.01.2024 - 28.01.2024
17.02.2024 - 17.02.2024
9.03.2024 - 9.03.2024

Все для танцев