
Танцующий под дождем: специальный выпуск ко дню рождения Джина Келли
14387
0
14387
14:00 от 23.08.2023
Автор:
Юлия Винар
Сегодня мы поздравляем с Днем рождения еще одного (И весь его джаз: специальный выпуск ко дню рождения Боба Фосси; Специальный выпуск к Международному дню танца: Фред Астер) выдающегося хореографа ХХ-го века Джина Келли (полное имя Юджин Каррэн Келли (англ. Eugene Curran Kelly), который появился на свет 23 августа 1912 года в питтсбургском районе Ист-Либерти (Пенсильвания, США) и стал третьим сыном в семье продавца фонографов Джеймса Патрика Джозефа Келли и его жены Гарриеты Кэтрин Каррэн. Американский киноактёр, кинорежиссёр, сценарист, продюсер, хореограф и певец снялся в 45 фильмах, а его успешная карьера в Голливуде длилась полвека.

Джин Келли
Сегодня Келли по-прежнему почитают как пионера танца в кино, а его многочисленные нововведения преобразили голливудский мюзикл — ему приписывают почти единоличную заслугу в том, что он сделал балетную культуру коммерчески привлекательной для киноаудитории.
В возрасте восьми лет мать записала Джина и его брата Джеймса на уроки танцев. Из-за этих занятий у них постоянно возникали стычки с соседскими мальчишками, и, не выдержав давления, Келли забросил танцы и сосредоточился на спорте: он мечтал стать бейсбольным шорт-стопом в команде «Питтсбург Пайрэтс». Но в 15 лет, к большому везению Голливуда, Джин возобновил танцевальную деятельность.
Экономический крах 1929 года и начало Великой депрессии вынудили его бросить учёбу в Университете штата Пенсильвания, где Келли учился на журналиста. Фактически с этого и началась его танцевальная карьера: поставив вместе с братом Фредом несколько танцевальных номеров, они вдвоём стали выступать за деньги в клубах, а также участвовать в танцевальных конкурсах, где победители получали денежные призы.
Благодаря мюзиклу «Pal Joey» и его успеху на Бродвее Джин Келли перебрался в Голливуд. Первую кинороль Джину Келли предложили в «MGM» («Metro Goldwyn Mayer») в фильме известного режиссёра-хореографа Басби Беркли «Для меня и моей девочки» (1942 г.) с участием Джуди Гарленд.
К этому времени Джин уже начал формировать свой собственный стиль — сильный, широкий, открытый, бравурный. Обладая привлекательной внешностью, в своих номерах Келли делал ставку на энергичность и атлетичность, а также старался не использовать в кадре реквизит, позволяя танцу развиваться самостоятельно.
Впервые Джин Келли попробовал себя в кино в качестве хореографа при работе над фильмом «Тысячи приветствий» (реж. Джордж Сидни, 1943 г.). Он также стал хореографом в фильмах «Американец в Париже» (реж. Винесент Миннелли, 1951 г.), в том числе — поставив и исполнив уникальный 17-минутный танец, и в легендарном мюзикле «Поющие под дождем» (реж. Стэнли Донен и Джин Келли, 1951 г.): своеобразной «автобиографии» Голливуда эпохи перехода от немого к кино со звуком.
После 1957 года Келли сосредоточился преимущественно на режиссёрской работе. Выдающимся режиссёрским успехом Келли стал фильм «Хеллоу, Долли!» (1969 г.) с Барброй Стрейзанд в главной роли.
Наряду с Джуди Гарленд и Фредом Астером Джин Келли был признан ярким явлением музыкального кинематографа 1950-х годов. Это вызвало множество продолжающихся по сей день споров между критиками и зрителями, в результате которых образовался извечный вопрос: «Фред или Джин?». Два величайших танцора в истории кино представляют собой прекрасный пример двух совершенно разных стилей движений — Астер воплощает легкость, ощущение пространства, изящества и невесомости: он словно подвешен на невидимых нитях. Форма же Келли гораздо более спортивная, он будто противопоставлял силу и работу весом воздушному стилю Астера.
Но, на самом деле, между двумя мастерами никогда не было серьезной конкуренции. Они были очень хорошими друзьями, и им часто приходилось терпеть сплетни по поводу их так называемого соперничества. Они всегда настаивали на том, что они разные, как «мел и сыр», уважая уникальность и особенности танца друг друга.

Кадр из фильма «Американец в Париже» (реж. Винесент Миннелли, 1951 г.)
Из интервью Джина Келли о Фреде Астере: «Я — обычный парень, всего лишь подражатель, хулиган, но Фред…! Публика не может понять, что он делает с линиями своего тела, бесконечными новыми и изобретательными шагами, прыгающим мячом, тростью или предметом мебели. Через сто лет они все еще будут изучать Астера – и удивляться! Я думаю, что он великий артист. В его танце есть много вещей, которые мне хотелось бы иметь. И, — добавил он без тени ложной скромности, — у меня есть много вещей, которые могли бы пригодиться и Фреду. Просто так». Самым экстравагантным комплиментом, когда-либо сделанным ему, Джин считал свой шанс потанцевать с Астером в «Безумствах Зейгфельда».
Фред Астер в свою очередь, отзывался о Келли с неподдельным уважением и восхищением, рассматривая его не как главного соперника, а талантливого современника:
«Одно дело безупречно танцевать под музыкальное произведение. Другое дело — взять идею, настроение и интерпретировать их с точки зрения ритма и движения, чтобы аудитория обнаружила, что это за идея, не слыша ни слова и не читая ни строчки. Техника Джина не только превосходна; у него было воображение и продюсерский талант.
Изобретательность Джина безгранична. Были времена, когда я заранее знал, какие интерпретации Джину придется изобрести в определенных сценариях, и я спрашивал себя: «Как бы я это сделал?» В ряде случаев мне приходилось признаться самому себе: «Я не знаю». Это расчетливая личная оценка способностей Джина, и, если это звучит как похлопывание по спине, я ничего не могу с этим поделать. Однажды он сломал лодыжку в результате несчастного случая, и врачи говорили, что она заживет. Я горячо благодарил Бога за это, потому что не могу вспомнить большей потери для американской сцены и экрана, чем если бы Джин Келли больше не танцевал…».
В 1952 году Келли получил «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе со следующей формулировкой — «в знак признания его универсального таланта актёра, певца, режиссёра и танцора, и особенно за его блестящие достижения в искусстве кино-хореографии». Джин Келли умер в возрасте 83 лет от осложнений, вызванных двумя инсультами, 2 февраля 1996 года в Беверли-Хиллз, Лос-Анджелес, Калифорния.

Джин Келли
Сегодня Келли по-прежнему почитают как пионера танца в кино, а его многочисленные нововведения преобразили голливудский мюзикл — ему приписывают почти единоличную заслугу в том, что он сделал балетную культуру коммерчески привлекательной для киноаудитории.
В возрасте восьми лет мать записала Джина и его брата Джеймса на уроки танцев. Из-за этих занятий у них постоянно возникали стычки с соседскими мальчишками, и, не выдержав давления, Келли забросил танцы и сосредоточился на спорте: он мечтал стать бейсбольным шорт-стопом в команде «Питтсбург Пайрэтс». Но в 15 лет, к большому везению Голливуда, Джин возобновил танцевальную деятельность.
Экономический крах 1929 года и начало Великой депрессии вынудили его бросить учёбу в Университете штата Пенсильвания, где Келли учился на журналиста. Фактически с этого и началась его танцевальная карьера: поставив вместе с братом Фредом несколько танцевальных номеров, они вдвоём стали выступать за деньги в клубах, а также участвовать в танцевальных конкурсах, где победители получали денежные призы.
Благодаря мюзиклу «Pal Joey» и его успеху на Бродвее Джин Келли перебрался в Голливуд. Первую кинороль Джину Келли предложили в «MGM» («Metro Goldwyn Mayer») в фильме известного режиссёра-хореографа Басби Беркли «Для меня и моей девочки» (1942 г.) с участием Джуди Гарленд.
К этому времени Джин уже начал формировать свой собственный стиль — сильный, широкий, открытый, бравурный. Обладая привлекательной внешностью, в своих номерах Келли делал ставку на энергичность и атлетичность, а также старался не использовать в кадре реквизит, позволяя танцу развиваться самостоятельно.
Впервые Джин Келли попробовал себя в кино в качестве хореографа при работе над фильмом «Тысячи приветствий» (реж. Джордж Сидни, 1943 г.). Он также стал хореографом в фильмах «Американец в Париже» (реж. Винесент Миннелли, 1951 г.), в том числе — поставив и исполнив уникальный 17-минутный танец, и в легендарном мюзикле «Поющие под дождем» (реж. Стэнли Донен и Джин Келли, 1951 г.): своеобразной «автобиографии» Голливуда эпохи перехода от немого к кино со звуком.
После 1957 года Келли сосредоточился преимущественно на режиссёрской работе. Выдающимся режиссёрским успехом Келли стал фильм «Хеллоу, Долли!» (1969 г.) с Барброй Стрейзанд в главной роли.
Наряду с Джуди Гарленд и Фредом Астером Джин Келли был признан ярким явлением музыкального кинематографа 1950-х годов. Это вызвало множество продолжающихся по сей день споров между критиками и зрителями, в результате которых образовался извечный вопрос: «Фред или Джин?». Два величайших танцора в истории кино представляют собой прекрасный пример двух совершенно разных стилей движений — Астер воплощает легкость, ощущение пространства, изящества и невесомости: он словно подвешен на невидимых нитях. Форма же Келли гораздо более спортивная, он будто противопоставлял силу и работу весом воздушному стилю Астера.
Но, на самом деле, между двумя мастерами никогда не было серьезной конкуренции. Они были очень хорошими друзьями, и им часто приходилось терпеть сплетни по поводу их так называемого соперничества. Они всегда настаивали на том, что они разные, как «мел и сыр», уважая уникальность и особенности танца друг друга.

Кадр из фильма «Американец в Париже» (реж. Винесент Миннелли, 1951 г.)
Из интервью Джина Келли о Фреде Астере: «Я — обычный парень, всего лишь подражатель, хулиган, но Фред…! Публика не может понять, что он делает с линиями своего тела, бесконечными новыми и изобретательными шагами, прыгающим мячом, тростью или предметом мебели. Через сто лет они все еще будут изучать Астера – и удивляться! Я думаю, что он великий артист. В его танце есть много вещей, которые мне хотелось бы иметь. И, — добавил он без тени ложной скромности, — у меня есть много вещей, которые могли бы пригодиться и Фреду. Просто так». Самым экстравагантным комплиментом, когда-либо сделанным ему, Джин считал свой шанс потанцевать с Астером в «Безумствах Зейгфельда».
Фред Астер в свою очередь, отзывался о Келли с неподдельным уважением и восхищением, рассматривая его не как главного соперника, а талантливого современника:
«Одно дело безупречно танцевать под музыкальное произведение. Другое дело — взять идею, настроение и интерпретировать их с точки зрения ритма и движения, чтобы аудитория обнаружила, что это за идея, не слыша ни слова и не читая ни строчки. Техника Джина не только превосходна; у него было воображение и продюсерский талант.
Изобретательность Джина безгранична. Были времена, когда я заранее знал, какие интерпретации Джину придется изобрести в определенных сценариях, и я спрашивал себя: «Как бы я это сделал?» В ряде случаев мне приходилось признаться самому себе: «Я не знаю». Это расчетливая личная оценка способностей Джина, и, если это звучит как похлопывание по спине, я ничего не могу с этим поделать. Однажды он сломал лодыжку в результате несчастного случая, и врачи говорили, что она заживет. Я горячо благодарил Бога за это, потому что не могу вспомнить большей потери для американской сцены и экрана, чем если бы Джин Келли больше не танцевал…».
В 1952 году Келли получил «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе со следующей формулировкой — «в знак признания его универсального таланта актёра, певца, режиссёра и танцора, и особенно за его блестящие достижения в искусстве кино-хореографии». Джин Келли умер в возрасте 83 лет от осложнений, вызванных двумя инсультами, 2 февраля 1996 года в Беверли-Хиллз, Лос-Анджелес, Калифорния.
Комментарии
Читайте также
Регистрация
на конкурсы
и фестивали
17.12.2023 - 17.12.2023
13.01.2024 - 14.01.2024
27.01.2024 - 28.01.2024
17.02.2024 - 17.02.2024
9.03.2024 - 9.03.2024