
Путь к победе по правилам…этикета. Мужской взгляд. Часть 1. Игорь Кондрашев
4586
0
4586
13:00 от 21.11.2023
Автор:
Надежда Александрова
Какой образ возникает у вас при слове «этикет»? Возможно, вы вспоминаете, в какой руке нужно держать нож, а в какой - вилку. А может оно у вас ассоциируется исключительно с королевскими особами в причудливых париках или современными дипломатическими встречами. Все это, конечно, верно. Но этикет, как свод правил поведения в обществе, охватывает все сферы человеческой жизни, и в настоящее время насчитывают более двадцати его видов.
Более того, в каждом виде спорта есть собственные уникальные правила этикета, неукоснительно соблюдаемые спортсменами. Спортивные бальные танцы - не исключение, а скорее подтверждение этого тезиса. Ведь они ведут свою историю от королевских балов со строгим церемониалом.
Жизнь не стоит на месте, и то, что было правильно в свое время, сегодня считается частью истории. Базовые знания ложатся в основу, на которой затем строятся все новые и новые. Так и с этикетом в бальных танцах: хорошие манеры и вежливость всегда будут востребованы, а спортивная составляющая вносит свои коррективы. Вы все еще думаете, что этикет - это пережиток прошлого? Тогда нам есть о чем поговорить. Вместе с уважаемыми в танцевальном мире экспертами мы подготовили для вас цикл статей. Они помогут вам убедиться, что хорошие манеры сейчас как никогда актуальны. Своим мнением с нами поделятся Игорь Кондрашев, Николай Дарин и Евгений Степанов.
Открывает цикл статей судья международной категории, тренер ТСК «Алые паруса» Игорь Кондрашев, который рассказывает о своем опыте, об историческом и современном аспектах этикета в бальных танцах.
Считаю, что есть ряд правил этикета, обязательных к соблюдению в бальных танцах:
Этикет как норма поведения между людьми был всегда и везде. Насколько мне известно, сегодня существует большое количество нормативных документов, регламентирующих проведение всевозможных танцевальных мероприятий, переходы пар из одного клуба в другой, саму деятельность танцевальных клубов в рамках организации. Но я никогда не видел ни одного документа, предписывающего танцорам нормы поведения между собой на паркете.
На мировоззрение человека, на его цели, привычки, поступки, жизненные приоритеты непосредственным образом влияет окружение. Впрочем, человек тоже способен воздействовать на общество, в котором находится.
Бальные танцы появились в аристократическом обществе при королевских дворах. Люди этого круга с молоком матери, под присмотром нянь и гувернанток впитывали нормы поведения, обычаи и традиции высшего света. Это было естественно для них.

Бал в Вене, 1900 год
Столь же естественно эти поведенческие нормы распространились и в танцевальных залах. Дорогу всегда уступал более вежливый танцор. Постепенно бальные танцы становились доступны широким массам. Более низкие социальные слои старались подражать высшему обществу, их манере поведения на танцевальном паркете.
В 40-х годах ХХ века в Европе начала распространяться мода на карибские и латиноамериканские ритмы, становятся популярными дансинги. В этих местах манеры поведения и представления о достоинстве не соответствовали высоким стандартам балов. Танцевальная лексика латиноамериканских танцев не требовала от танцующих активного перемещения, и вопрос столкновений между парами стоял не так остро.
Учителя новых ритмов и их ученики объединялись в клубы и стремились к признанию их конкурсным танцевальным сообществом. Так в 1961 году в рамках Блэкпульского фестиваля впервые был проведён первый конкурс латиноамериканских танцев среди танцоров любителей. За ним последовал и конкурс профессиональных пар в 1962 году. Естественно, что дух Блэкпула того времени, сам зал, публика, манеры поведения танцоров не могли не отразиться на исполнителях латиноамериканских танцев.
С течением времени хореография латиноамериканских танцев развивалась, появлялись новые элементы и даже целые связки элементов. Происходили заимствования из других танцевальных стилей, которые требовали большего пространства. Но это пространство было ограничено большим количеством соревнующихся на паркете пар. В новых обстоятельствах нужно было что-то предпринимать.
В это время постепенно выкристаллизовывается понятие «floor craft». Floor сraft - это умение прерывать движение, менять его направление без потери формы и ритма. Владение этим навыком является показателем высокого технического мастерства пары.
Считается, что нынешний технический уровень танцоров превосходит уровень танцоров прошлых лет. Возможно, это так. Пары высшего класса действительно могут продемонстрировать владение этим искусством. Танцорам же более низких классов следует учиться вести себя на паркете у лидирующих пар.
Термин «бальные танцы» сегодня является условным. Присущие ему такие понятия, как элегантность, уступчивость, утончённость, уходят в прошлое. Появился новый термин – «спортивные бальные танцы», который, в свою очередь, принёс и новые приоритеты.
В спорте высоких достижений есть только одна цель – победа, стать чемпионом. К слову, когда-то мой учитель Станислав Попов объяснял мне: «Не всегда быть чемпионом означает быть лучшим танцором».
В сознании молодых танцоров существует стойкое понимание того, что уступчивость - это признак слабости, который приводит к проигрышу. То есть отношение к floor craft - это субъективный вопрос, относящийся к самому исполнителю. Ему решать, готов ли он овладевать этим искусством.
В связи с этим вопрос о floor craft перетекает в другую плоскость - поведенческую. Желание пар пробиться как можно выше в конкурсной таблице, не обладая при этом мастерством floor craft, заставляет их использовать другие, не танцевальные приёмы.
На конкурсном паркете всё чаще приходится видеть признаки агрессивного поведения танцоров. Допускаю, что оно неосознанно. И этому есть объективные, не зависящие от танцоров причины.
Очень часто на соревнованиях можно услышать, как их организаторы гордо объявляют о рекордном количестве пар, принимающих участие в событии. Однако это достижение оборачивается недостатком места на паркете для танцоров. Им приходится танцевать буквально друг у друга на ногах. В такой ситуации становится ни до этикета, ни до floor craft, остаётся только идти напролом. А если ещё учесть, что организаторы соревнований регулярно сокращают время музыкального сопровождения, положенного по регламенту, то, оказывается, у танцоров нет ни времени, ни места, чтобы они могли продемонстрировать то, чему они научились на тренировках. В таких условиях пары не в состоянии толком исполнить и четырёх тактов медленного вальса. И если парам всем сразу и одновременно придёт в голову проявить вежливость, то им нужно будет просто остановиться. И вот на эту ситуацию переизбытка пар на паркете танцоры никак не могут повлиять. Это вопрос, который целиком и полностью находится в зоне ответственности организаторов конкурсных мероприятий.
Конечно, танцоры прошлых времён тоже соревновались и хотели побеждать. Без соперничества не было бы развития танца. И они так же сталкивались на паркете. Я приведу два примера.
1983 год. Турнир в Венгрии. Финал. Любители. Латина. Один очень известный танцор в самбе сбивает с ног чужую партнёршу, та падает. И этот очень известный танцор, вместо того, чтобы продолжать свой танец, кидается поднимать с паркета чужую партнёршу. Все обошлось. Она продолжила свой танец. А наш герой ещё долго смотрел ей вслед, забыв о том, что ему нужно побеждать. Впрочем, он занял тогда первое место. Имя этого танцора - Гьер Бак.
Наше время. Турнир в Москве. Финал. Молодёжь. Стандарт. Одной девочке на полной скорости влетает в голову железобетонная «рамочка» другой пары. Не останавливаясь, она (рамочка) продолжает свой жизнеутверждающий бег вперёд, к победе. Кто-нибудь отреагировал? Нет. Главный судья и глазом не моргнул. Отреагировала девочка: сотрясение мозга, запрет на полгода на чтение книг (учебников) и работы с компьютером. Это была моя ученица.
Думаю, мораль ясна. В любой ситуации нужно оставаться человеком. Идти к победе нужно не ценой здоровья и жизни, а только лишь с помощью своих умений, навыков и воспитания.
Более того, в каждом виде спорта есть собственные уникальные правила этикета, неукоснительно соблюдаемые спортсменами. Спортивные бальные танцы - не исключение, а скорее подтверждение этого тезиса. Ведь они ведут свою историю от королевских балов со строгим церемониалом.
Жизнь не стоит на месте, и то, что было правильно в свое время, сегодня считается частью истории. Базовые знания ложатся в основу, на которой затем строятся все новые и новые. Так и с этикетом в бальных танцах: хорошие манеры и вежливость всегда будут востребованы, а спортивная составляющая вносит свои коррективы. Вы все еще думаете, что этикет - это пережиток прошлого? Тогда нам есть о чем поговорить. Вместе с уважаемыми в танцевальном мире экспертами мы подготовили для вас цикл статей. Они помогут вам убедиться, что хорошие манеры сейчас как никогда актуальны. Своим мнением с нами поделятся Игорь Кондрашев, Николай Дарин и Евгений Степанов.
Открывает цикл статей судья международной категории, тренер ТСК «Алые паруса» Игорь Кондрашев, который рассказывает о своем опыте, об историческом и современном аспектах этикета в бальных танцах.
Считаю, что есть ряд правил этикета, обязательных к соблюдению в бальных танцах:
- После исполнения танца следует быстрее покинуть паркет, чтобы пары следующего захода могли подготовиться к танцу.
- Необходимо уважать пространство других пар во время исполнения танца.
- Нельзя использовать на паркете и за его пределами ненормативную лексику.
- Во время исполнения танца не стоит «заигрывать» с судьями.
Этикет как норма поведения между людьми был всегда и везде. Насколько мне известно, сегодня существует большое количество нормативных документов, регламентирующих проведение всевозможных танцевальных мероприятий, переходы пар из одного клуба в другой, саму деятельность танцевальных клубов в рамках организации. Но я никогда не видел ни одного документа, предписывающего танцорам нормы поведения между собой на паркете.
На мировоззрение человека, на его цели, привычки, поступки, жизненные приоритеты непосредственным образом влияет окружение. Впрочем, человек тоже способен воздействовать на общество, в котором находится.
Бальные танцы появились в аристократическом обществе при королевских дворах. Люди этого круга с молоком матери, под присмотром нянь и гувернанток впитывали нормы поведения, обычаи и традиции высшего света. Это было естественно для них.

Бал в Вене, 1900 год
Столь же естественно эти поведенческие нормы распространились и в танцевальных залах. Дорогу всегда уступал более вежливый танцор. Постепенно бальные танцы становились доступны широким массам. Более низкие социальные слои старались подражать высшему обществу, их манере поведения на танцевальном паркете.
В 40-х годах ХХ века в Европе начала распространяться мода на карибские и латиноамериканские ритмы, становятся популярными дансинги. В этих местах манеры поведения и представления о достоинстве не соответствовали высоким стандартам балов. Танцевальная лексика латиноамериканских танцев не требовала от танцующих активного перемещения, и вопрос столкновений между парами стоял не так остро.
Учителя новых ритмов и их ученики объединялись в клубы и стремились к признанию их конкурсным танцевальным сообществом. Так в 1961 году в рамках Блэкпульского фестиваля впервые был проведён первый конкурс латиноамериканских танцев среди танцоров любителей. За ним последовал и конкурс профессиональных пар в 1962 году. Естественно, что дух Блэкпула того времени, сам зал, публика, манеры поведения танцоров не могли не отразиться на исполнителях латиноамериканских танцев.
С течением времени хореография латиноамериканских танцев развивалась, появлялись новые элементы и даже целые связки элементов. Происходили заимствования из других танцевальных стилей, которые требовали большего пространства. Но это пространство было ограничено большим количеством соревнующихся на паркете пар. В новых обстоятельствах нужно было что-то предпринимать.
В это время постепенно выкристаллизовывается понятие «floor craft». Floor сraft - это умение прерывать движение, менять его направление без потери формы и ритма. Владение этим навыком является показателем высокого технического мастерства пары.
Считается, что нынешний технический уровень танцоров превосходит уровень танцоров прошлых лет. Возможно, это так. Пары высшего класса действительно могут продемонстрировать владение этим искусством. Танцорам же более низких классов следует учиться вести себя на паркете у лидирующих пар.
Термин «бальные танцы» сегодня является условным. Присущие ему такие понятия, как элегантность, уступчивость, утончённость, уходят в прошлое. Появился новый термин – «спортивные бальные танцы», который, в свою очередь, принёс и новые приоритеты.
В спорте высоких достижений есть только одна цель – победа, стать чемпионом. К слову, когда-то мой учитель Станислав Попов объяснял мне: «Не всегда быть чемпионом означает быть лучшим танцором».
В сознании молодых танцоров существует стойкое понимание того, что уступчивость - это признак слабости, который приводит к проигрышу. То есть отношение к floor craft - это субъективный вопрос, относящийся к самому исполнителю. Ему решать, готов ли он овладевать этим искусством.
В связи с этим вопрос о floor craft перетекает в другую плоскость - поведенческую. Желание пар пробиться как можно выше в конкурсной таблице, не обладая при этом мастерством floor craft, заставляет их использовать другие, не танцевальные приёмы.
На конкурсном паркете всё чаще приходится видеть признаки агрессивного поведения танцоров. Допускаю, что оно неосознанно. И этому есть объективные, не зависящие от танцоров причины.
Очень часто на соревнованиях можно услышать, как их организаторы гордо объявляют о рекордном количестве пар, принимающих участие в событии. Однако это достижение оборачивается недостатком места на паркете для танцоров. Им приходится танцевать буквально друг у друга на ногах. В такой ситуации становится ни до этикета, ни до floor craft, остаётся только идти напролом. А если ещё учесть, что организаторы соревнований регулярно сокращают время музыкального сопровождения, положенного по регламенту, то, оказывается, у танцоров нет ни времени, ни места, чтобы они могли продемонстрировать то, чему они научились на тренировках. В таких условиях пары не в состоянии толком исполнить и четырёх тактов медленного вальса. И если парам всем сразу и одновременно придёт в голову проявить вежливость, то им нужно будет просто остановиться. И вот на эту ситуацию переизбытка пар на паркете танцоры никак не могут повлиять. Это вопрос, который целиком и полностью находится в зоне ответственности организаторов конкурсных мероприятий.
Конечно, танцоры прошлых времён тоже соревновались и хотели побеждать. Без соперничества не было бы развития танца. И они так же сталкивались на паркете. Я приведу два примера.
1983 год. Турнир в Венгрии. Финал. Любители. Латина. Один очень известный танцор в самбе сбивает с ног чужую партнёршу, та падает. И этот очень известный танцор, вместо того, чтобы продолжать свой танец, кидается поднимать с паркета чужую партнёршу. Все обошлось. Она продолжила свой танец. А наш герой ещё долго смотрел ей вслед, забыв о том, что ему нужно побеждать. Впрочем, он занял тогда первое место. Имя этого танцора - Гьер Бак.
Наше время. Турнир в Москве. Финал. Молодёжь. Стандарт. Одной девочке на полной скорости влетает в голову железобетонная «рамочка» другой пары. Не останавливаясь, она (рамочка) продолжает свой жизнеутверждающий бег вперёд, к победе. Кто-нибудь отреагировал? Нет. Главный судья и глазом не моргнул. Отреагировала девочка: сотрясение мозга, запрет на полгода на чтение книг (учебников) и работы с компьютером. Это была моя ученица.
Думаю, мораль ясна. В любой ситуации нужно оставаться человеком. Идти к победе нужно не ценой здоровья и жизни, а только лишь с помощью своих умений, навыков и воспитания.
Комментарии
Читайте также

"Вселенская несправедливость": зрители шоу "Танцы со звёздами" высказались
561646

"Танцы со звёздами": зрители голосуют против жюри
513102

Кубок Мира по латиноамериканским танцам в Кремле 2015: лучшие пары приехали в Москву
339816
Inclusive Dance: «В жизни – разные, в танце – равные!»
315665

Пётр Романов и Евгений Папунаишвили резко высказались в адрес жюри шоу "Танцы со звёздами"
304329
Регистрация
на конкурсы
и фестивали
17.12.2023 - 17.12.2023
13.01.2024 - 14.01.2024
27.01.2024 - 28.01.2024
17.02.2024 - 17.02.2024
9.03.2024 - 9.03.2024