В жизни есть лишь несколько моментов, которые определяют все, что будет после: на экраны выходит фильм о балерине «Джойка»

Автор
dance.ru
39902
0
39902
16:30 от 08.04.2024
Автор: Юлия Винар

В преддверии премьерного показа сегодня рассказываем о новом фильме Джеймса Напье «Джойка», где он выступил и как режиссер, и как сценарист. Картина основана на реальных событиях, в центре которых история сложного творческого пути американской балерины Джой Уомак. Конечно, основная идея привычна для произведения о пути балерины: жестокая конкуренция, травмы, предательства, множество сомнений, в конце концов, преодоление самой себя на пути к своей главной мечте. Однако способ повествования и особенности сюжета выделяют фильм Напье из ряда схожих.


Джой Уомак (Талия Райдер) с самого детства мечтала стать профессиональной балериной и для этого много трудилась. Главным вдохновением для девочки всегда был русский балет и российские балерины, в частности, Наталья Осипова – прима-балерина Большого театра, сыгравшая камео в «Джойке». Окончив Кировскую академию балета в Вашингтоне, Джой получает возможность продолжить обучение в Московской государственной академии хореографии. Несмотря на отговоры родителей, девушка ни на секунду не сомневается в своем решении, а в самых смелых мечтах представляет себя примой на сцене Большого театра. В фильме говорится о том, что Джой первая американская балерина, удостоившаяся чести попасть в Русский балет. Эта информация не до конца корректна. В 1957 году американка Анастасия Стивенс поступила в хореографическое училище ГАБТ (Государственный академический Большой театр), а уже через 3 года балерина была принята в труппу Большого театра. Так что фактически Уомак стала второй американской балериной в русском балете, но все же первой в его современной истории.

Интересно, что имя девушки «Joy» в переводе на русский означает «радость». И это не специальный режиссерский прием, потому что имя реальное, однако оно подчеркивает индивидуальность и нрав девушки, по крайней мере, в начале фильма. Преисполненная радостью и воодушевлением, открытая, улыбающаяся Джой приходит на свой первый класс в академии, но сразу же сталкивается с новой, жесткой реальностью. Вероятно, в американском балете девушка привыкла к более мягким занятиям и лояльности коллектива. Что ж, чем выше ставки – тем выше требования и конкуренция, что в данном случае усугубляется еще и происхождением Джой. Каждый год за место на сцене борются более пяти тысяч российских танцовщиц, и никто из них, естественно, не хочет отдавать свое место, тем более чужестранке. Имя девушки тоже меняется – в России ее называют Джойка, и оно приобретает новое звучание, дублируя трансформацию главной героини.


Джойка (Талия Райдер) и Татьяна Волкова (Дайан Крюгер)

Джой быстро перестраивается и беспрекословно принимает новые «правила игры» – она тяжело работает над собой не только во время занятий, но и после них. Разбитые в кровь ноги, недосыпы из-за тренировок делают Джой только сильнее, и даже строгий педагог-хореограф Татьяна Волкова (Дайан Крюгер) отмечает ее стремительный рост. Однако, когда приходит момент отобрать пять девушек для смотра на главную роль Пахиты в одноименном балете, Татьяна не отбирает Джой в пятерку и оставляет ее в классе для кордебалета. Именно этот момент, вероятно, становится предопределяющим для дальнейшего развития их отношений. Джой проявляет стойкость и буквально требует свой шанс. И получает его. Девушка практически ни с кем не общается, кроме студента академии Николая Лебедева (Олег Ивенко, ранее исполнивший роль Рудольфа Нуреева в фильме Рэйфа Файнса «Нуреев. Белый ворон», о нем мы рассказываем тут. Молодые люди постепенно сближаются, поддерживают друг друга и мечтают о своем звездном будущем. Николай приглашает Джой перед ее решающим смотром вдохновиться «Лебединым озером», где Наталья Осипова исполняет роль Одетты. До этого момента события фильма развиваются поступательно и достаточно предсказуемо, включая всю необходимую истории атрибутику: стекла в пуантах и прочие подлости. Но дальнейшие перипетии набирают динамику и весьма неожиданные повороты, поэтому, в надежде, что наш читатель посмотрит эту ленту, не будем включать в статью спойлеры. А лучше поговорим о художественных приемах киноязыка, которые использует Джеймс Напье в своем произведении.


Джойка (Талия Райдер) 

На наш взгляд, важным действующим лицом, на ряду с Джой и балетом, становится цветовое решение картины. Автор использует все его возможности для расстановки акцентов. К примеру, в сцене, где Джой приходит с Николаем на день рождения его одногруппника, все залито ярко-красным мигающим светом. Красный в искусстве может символизировать многие ощущения или чувства, но исходя из контекста (Джой только начинает свой путь в академии и, кажется, еще не до конца понимает, куда именно попала) в этой сцене красный цвет одновременно подчеркивает опасность и трудности на пути девушки, но также и ее самозабвенную страсть к делу. Кстати, сама Москва изображена чаще всего серой и только мир балета и мир вокруг Джой играет красками. Есть и другие подобные примеры, но они требуют подробного описания важных сцен и опять же спойлеров, поэтому мы их опустим.


Николай Лебедев (Олег Ивенко) и Джойка (Талия Райдер) 

Еще один интересный прием картины проявляется в намеренном отключении цвета в нескольких сценах, при этом цвет уходит неожиданно, прямо посреди эпизода и возвращается так же. Черно-белые вставки в цветной картине (кстати, этот прием иногда используется и в точности наоборот) – это всегда своеобразное «ударение» автора. Поскольку этот маневр Напье использует в ленте несколько раз, мы связали эти изменения с напутствующей фразой Татьяны Волковой, обращенной к девушкам-балеринам: «В жизни есть лишь несколько моментов, которые определяют все, что будет после. Так что постарайтесь узнать их, когда они настанут». Режиссер помогает узнать эти решающие моменты и зрителю, потому что именно во время каждой черно-белой сцены Джой приходится принимать не всегда очевидное и сложное решение, в последствии переводящее ее на другой уровень – как личность и как профессионала.

В какой-то момент лента будто вторит небезызвестному «Черному лебедю»Даррена Аронофски (США, 2010 г.), Джой находится на грани потери себя ради своей цели, но поскольку основной задачей Джеймса Напье было рассказать историю реального человека и сделать это максимально ответственно и реалистично, «Джойка» избегает излишней драматичности. Да и реальных событий, произошедших с Джой Уомак на ее непростом пути более, чем достаточно для того, чтобы держать зрителя в напряжении почти 2 часа экранного времени.

Отдельно хотелось бы отметить игру Талии Райдер (исполнительница главной роли). Как призналась в одном из интервью сама девушка, ей удалось привнести в характер ее героини собственные черты, потому что между актрисой и прототипом много общего. Кстати, Талия танцует с 3-х лет и делом жизни считает именно танцы, которые не умаляют, но все же оттесняют роль актерского мастерства в жизни актрисы.

Идея рассказать миру историю о тернистом пути становления балерины в условиях строгой дисциплины и жесткой конкуренции пришла в голову самой Джой Уомак, она с большим трепетом приняла участие в съемочном процессе и была очень довольна результатом общих трудов. История действительно выдающаяся, технически выполнена на высоком уровне, поэтому мы рекомендуем данную ленту всем читателям нашей рубрики. Приятного просмотра!

Больше интересного о танцах ищите в нашем Telegram-канале.
Другие новости
по темам
Другие новости по темам Балет Классическая Станок Хореография
Комментарии
Написать


Написать
Отменить

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

13.07.2024 - 14.07.2024
24.08.2024 - 24.08.2024
22.09.2024 - 22.09.2024

Все для танцев