Как получить призовое место и симпатии судей на конкурсе по мнению Александры Токаревой

Автор
dance.ru
12215
0
12215
11:07 от 22.04.2022
Автор: Михаил Суворов

Апрель в танцевальной индустрии всегда насыщен мероприятиями на любой вкус, разной тематики и различных танцевальных стилей как для опытных танцоров, так и для начинающих.


Корреспондент Dance.ru пообщался с хореографом-постановщиком, членом жюри российских и международных конкурсов, режиссером - Александрой Токаревой и узнал, как получить призовое место и симпатии судей на конкурсе.


Как было раньше, и как сейчас.


В СССР работала четко отлаженная система конкурсов. Таланты искали по всей стране. Коллективы, которые побеждали на городских конкурсах, отправляли на областные, потом на всероссийские. Победителей всероссийских показывали по телевизору и отправляли на гастроли за рубеж. Из-за границы можно было привезти дефицит. Так, например, совсем юная балерина Надежда Павлова, подруга моей мамы по пермскому, привозила в балетное училище апельсиновые жвачки – и они были одним из самых светлых воспоминаний мамы об этом периоде жизни.


Но это было в 70-е. Сейчас все изменилось.


Городские конкурсы проводятся редко, областные часто делают в формате «только для своих» - о них практически невозможно узнать и уже тем более сложно победить, не имея связей в региональной «культуре». Зато на рынке уже давно образовалось достаточное количество всероссийских конкурсов.


Они коммерческие, и это удобно: коллектив платит взнос, и позади как будто бы две пройденные ступени: районная и региональная. Призовое место на таком конкурсе становится приятным и почетным.

 


Зачем еще хореографическому коллективу нужен очный конкурс?


Это возможность выступления как такового – часто это единственная «большая сцена», на которой могут оказаться дети. Это независимая экспертиза танцевальных достижений. И, конечно, это приключение: часто конкурсы проводятся в туристически привлекательных городах, и после выступлений ребята ездят на интересные экскурсии.

Также на очных конкурсах часто делают видеозапись, которую потом отправляют на заочные танцевальные конкурсы. 

 

Как правильно выбрать конкурс?


Считается, что нужно останавливать внимание на организациях, которые давно существуют на рынке. Это не совсем так: я бы предложила в первую очередь обращать внимание на компетентность членов жюри. Никому кроме продюсеров федерального телеканала не понравится, если состав жюри по хореографии будет состоять из песенников и фотомоделей. У меня лично была история о том, как я много лет назад привезла на конкурс степ-номер своей студии и сцепилась с членом жюри - поэтом, который начал мне объяснять, что степисты должны бить в такт музыке (!).


На хореографию приглашаются как минимум трое. У каждого из них, как правило, разная специализация. Идеальный «комплект» жюри это: представители направления «современный танец», «народный танец», «классический танец». Иногда ФИО членов жюри прописывают в положении о конкурсе. Если нет – можно уточнить у организаторов, кто именно будет судить.

Идеально чтобы у члена жюри по хореографии было высшее образование по специальности и опыт танцевальных постановок.

Если вы дотошный – посмотрите соцсети членов жюри чтобы была возможность обрадоваться заранее.


 14.a87f4cf9306bc1933a3398b0de0c6e731.jpg


Что нужно знать о работе жюри


Иногда жюри отсматривает 250 номеров в день. Я серьезно. Поэтому танец дольше 3-4 минут – это рисково. Даже если ваши девушки плывут как лебедушки и глаз не оторвать.

Ставить на свой коллектив танец, который вы нашли «где-то на ютубе» – не самая лучшая идея. Так однажды в течение одного конкурсного дня мне встретились три одинаковых танца, которые исполняли коллективы из разных городов.


Отдельно хочется отметить выбор музыкальной композиции – старайтесь избегать популярной музыки. В моем личном «хит-параде» - «Мало молока», которую на конкурсах осенью 2021 года я услышала не менее 30 раз. И «Я на печке молотила», без которой сейчас не обходится ни один конкурс.


Всегда странно выглядят дети, танцующие под хиты условного Валерия Леонтьева образца 80-х или под страдания ранней Аллы Пугачевой.

Психоделические звуки из фильмов ужасов, которые так радуют любителей всего сложного и интеллектуального, на детском конкурсе тоже не вызовут восторга жюри. С точки зрения восприятия это грех, искупить который может только безукоризненный танцевальный номер.

 

Безукоризненный танцевальный номер


Это всегда сюжет. Ваша сцена – это возможность донести до зрителя свою мысль. Нет мысли – нет танца. Ну а как бы лично вы отнеслись к человеку, который говорит ни о чем? Пусть даже и говорит красиво.

На всех конкурсах члены жюри работают по-разному. Иногда мы с коллегами заполняем бланки с критериями оценок. Иногда устно обсуждаем и выносим решение по каждому номеру. Для меня помимо сюжета важны: техника и музыкальность исполнения, сценический образ, актерское мастерство.

То есть, одной идеи мало. Она должна соответствовать музыке, отточенности движения, пластичности, эмоциональности артиста. Его костюму.

И его возрасту.

 


Балет в подгузниках


Не нужно ставить сложные вариации из балета «Лебединое озеро» на 5-летних девочек – даже самые талантливые из них физически не способны исполнить сложную классику. Они не понимают музыки, не понимают хореографии – и по моему мнению просто оскорбляют классическое наследие русского балета. Условный  «Балет с нуля лет», наверное, коммерчески успешен, и родители его воспитанниц могут при случае обронить, что дочь в подгузниках исполняет вариацию Авроры из балета «Спящая красавица». Но исполняет ее в 100% случаев так, что всему составу жюри в приступе испанского стыда хочется встать и выйти из зала.

Детей нужно воспитывать на классике, и по моему мнению классический танец – единственно возможная основа хорошей танцевальной школы. Но с малышами лучше изучать и отрабатывать простые этюды. Они не только лучше просмотрятся на сцене, но и будут полезны для ребенка с точки зрения его развития.

 

Так же плохо, как балет в подгузниках, на сцене смотрятся belly dance, pole dance и прочие «соблазняющие» танцы в исполнении детей допубертатного возраста.


 1_Tokareva.jpg


Костюмы


Двенадцатилетние даже очень подготовленные дети, танцующие в костюмах поросят, – это плохо (если это не артхаус и постановка по мотивам произведения Олдоса Хаксли). Дети в костюмах церквей, дети в костюмах берез (да-да, встречалось и такое) – это без комментариев.

Костюм должен соответствовать замыслу. Поразить жюри костюмом и затмить слабенькую хореографию не получится – как правило, хореографы видят только исполнение.

 

Силовые методы не пройдут


Дорогие руководители, вы заплатили деньги для того, чтобы вашу работу отсмотрели независимые члены жюри. И у жюри нет цели оскорбить лично вас, ваших детей и мать ваших детей. Также у жюри нет цели «задвинуть» талантливых исполнителей – наоборот, мы всегда радуемся когда видим потрясающие танцевальные номера . И если мы искренне в этот номер влюбились, мы будем отстаивать получение гран-при коллективом. Наша задача – увидеть и поощрить по-настоящему сильных исполнителей и постановщиков. А также встретиться на круглом столе с теми участниками конкурса, которые находятся на пути к отличному танцевальному номеру и помочь им советом.

Поэтому не нужно подкарауливать членов жюри у туалета и набрасываться с криком «Почему вы поставили нам такие низкие оценки?!». Как минимум, это нелепо и грустно. Жюри не изменит оценки, а вот вы раз и навсегда оставите о себе впечатление как «руководитель коллектива, который ведет себя неадекватно».

Лучше воспользуйтесь советами из следующего абзаца и поразите нас выступлением.

 


Как поставить призовой танцевальный  номер


Если не уверены в своих силах - пригласите хорошего хореографа-постановщика. В крайнем случае – возьмите консультацию хорошего хореографа-постановщика до начала отработки номера.

Важно посещать как можно больше мастер-классов от профессиональных танцоров, работающих в вашем танцевальном направлении.

Прежде, чем ехать с танцем на очный конкурс – попробуйте сделать видеозапись и отправить ее на хороший заочный конкурс. За небольшую сумму вы сможете получить профессиональные рекомендации, которые могут очень вам помочь скорректировать номер.

Для качественного исполнения танца важна подготовка детей. Включите обязательные занятия по классическому танцу минимум 3 раза в неделю по 45 минут. После каждого занятия должны быть растяжки – чем больше, тем лучше. Через год после них ваши воспитанники как минимум перестанут сутулиться и будут лучше чувствовать свое тело.

И, конечно, важны занятия по актерскому мастерству.

Неблизкий путь, правда? Но я уверена, что дорогу осилит идущий. И у тех, кто прилагает максимум усилий, обязательно все получится.

 

Другие новости
по темам
Другие новости по темам Классическая Современная Хореография
Комментарии
Написать


Написать
Отменить

Все для танцев