Диалог со зрителем в танцевальном спектакле «Адам и Ева»: интервью с режиссёром и хореографом Ольгой Васильевой
146125
0
146125
17:40 от 31.01.2023
Автор:
dance.ru
Спектакль «Адам и Ева» в этом году был выдвинут на премию «Золотая маска» в пяти номинациях. Он рассказывает о зарождении новой жизни, умении чувствовать друг друга, а также откликаться и проживать.
Редакция портала dance.ru поговорила выпускницей Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, балетмейстером, основателем VASILEVADANCECO, хореографом и режиссером спектакля «Адам и Ева» Ольгой Васильевой о том, что зритель сможет открыть для себя в танцевальном спектакле, почему номинация на «Золотую маску» стала приятным сюрпризом и на что, по мнению Ольги, обращает внимание экспертный совет премии при выборе номинантов.
Расскажите о спектакле «Адам и Ева» - откуда появилась идея?
Идея пришла очень просто: я увидела работы моей подруги, фотографа Виктории Назаровой с танцовщиками Юлианой Анфимовой и Максимом Клочневым. Я воскликнула: «Боже, какая красота. Это ведь Адам и Ева», и из шутливого «давай сделаем спектакль» получилось реальное произведение. Спектакль «Адам и Ева» подразумевает диалог со зрителем о том, ради чего мы приходим в этот мир – любить, заботиться и оберегать друг о друга, наслаждаться этим. Мне самой хочется, чтобы в мире, в котором я существую, и во времени, в котором я живу, было бы больше понимания, сострадания, ценности самой жизни.
Сцена из спектакля «Адам и Ева». Фотография Ирины Туминене.
Кто они, герои спектакля «Адам и Ева»?
Это два человека, которые находятся в общем пространстве и вне конкретного времени. В спектакле представлены мои размышления о том, какими могли быть первые люди на этом свете, но также это рассказ о том, что происходит здесь и сейчас с конкретными людьми. Это их история со своим началом, развитием и завершением. Однако финал спектакля еще не конец. Для меня было очень важно, чтобы по окончании представления у зрителя остались ощущения света, добра, надежды, несмотря на все то, что происходило на сцене во время действия. Хотелось показать, что все есть некий опыт, события и этапы сменяют друг друга – в этом заключено развитие и становление каждого человека.
Репетиция спектакля «Адам и Ева». Фотография Виктории Назаровой.
Что найдет в этом спектакле для себя зритель?
Мне бы хотелось, чтобы зритель, в первую очередь, прочувствовал происходящее на сцене через призму своих эмоции и ощущений. Чтобы у зрителя появилось желание быть добрым и открытым, доверять этому миру и своему пути. В спектакле много красоты, много чувственности и телесности, моментов, за которыми интересно наблюдать.
Кроме того, история в спектакле выстроена драматургически, но все же я не ограничиваю артистов в творчестве, ребята могут импровизировать. Мне самой интересно, каким может быть финал спектакля, какого он будет оттенка. Тем более, хочется узнать, как отзовется эта история у зрителей.
Чем выделяется данный спектакль среди прочих Ваших творений? Есть ли у Вас любимая работа?
Я очень люблю то, чем занимаюсь, в этом мое развитие и становление, как личности и художника. С каждой постановкой я ощущаю новый опыт, с которым иду дальше. Выделить какую-то одну работу я не могу. Что касается этой постановки, я бы хотела отметить команду и, так сказать, удачное стечение обстоятельств, событий, встреч – у нас всех получилось соединиться и сделать это вместе. Хочется отдельно отметить художника Павла Брата, который сделал невероятную инсталляцию. У Павла получилось самодостаточное художественное высказывание, которое гармонично соединилось с тканью спектакля и движениями танцоров. Большая радость работать с молодыми талантливыми танцовщиками, которые обладают не только большими физическими и эмоциональными возможностями, но делают это с открытым сердцем и сознанием, с собственным желанием творить и привносить новое. Они добавили в работу свою индивидуальность, личное ощущение и эмоции. Конечно же, нельзя не упомянуть саунд-дизайнера Дарью Анжерскую, которая создала невероятное полотно из звуков, шорохов и композиций Генри Пёрселла и Эдисон Денисова, и художницу по свету Ксению Котенёву, добавившую настоящие магию и волшебство в постановку. Я с большим удовольствием говорю о наших ребятах, это большое счастье, когда складывается такая классная команда.
Как именно хореография, использованная в спектакле «Адам и Ева», помогает раскрыть сюжет?
Эта тема мне сейчас очень близка и актуальна, это про бытовое и божественное, интересно, как эти смыслы соединяются и существуют в жизни человека. Именно современный танец дает возможность рассказать историю с этих двух ракурсов. Мне было интересно работать над соединением бытового жеста и абстрактного чувственного движения. В истории появления в пространстве двух людей и развития их взаимоотношений есть множество слоев: телесный, эмоциональный, процесс выбора. На мой взгляд, важно сейчас говорить о любви, понимании и чувствовании. Я обращаюсь к истокам, чтобы сказать о важном - зачем мы приходим в этот мир. Мы приходим любить. Спектакль говорит о божественности в каждом человеке через каналы движений, которые встречаются нам каждый день.
Тизер спектакля «Адам и Ева». Нажмите для просмотра видео.
Номинация на «Золотую Маску» была ожидаема или стала приятным сюрпризом?
Это было очень приятным сюрпризом. О том, что мы в списке номинантов «Золотой маски» этого года, мне написал наш художник. Мы радовались всей командой, скажу больше - верещали. Конечно, с одной стороны, это большая радость, с другой стороны, огромная ответственность. Впереди много работы, как это всё организуется, как покажется. Да, есть волнение и трепет, и я очень надеюсь, что у нас всё будет хорошо. Хочется верить, что номинация поможет для дальнейшего развития нашего спектакля и моего проекта VASILEVADANCECO. Ведь быть частью такого именитого фестиваля – это большая честь.
Нам хочется, как можно больше делиться спектаклем. Надеемся, что будем продолжать показы в Петербурге и Москве, и будем рады рассмотреть предложение о показах в других городах. Ведь работа действительно живёт, только когда её показывают, ей необходим зритель и момент становление и рождения при свидетелях.
Это уже не первая Ваша номинация на Премию (спектакль «Мы», 2019 год) - есть ли разница по ощущениям и ожиданиям сейчас и тогда?
Ощущения, конечно, разные. Время идёт, ты развиваешься, меняешься, начинаешь по-другому относиться к событиям своей жизни. Правда, как и в 2019 году, в этом году я испытываю трепетное волнение. Но думаю, что в этот раз у меня получится больше сфокусироваться на важных вещах и больше запомнить всё происходящее. При первой номинации, конечно, эмоции зашкаливали (смеется). Посмотрим, как все будет в этом году, пока все мысли и эмоции приятные. Сейчас отвечая на вопросы, я в очередной раз испытываю невероятную радость и волнение, трепет от того, что это всё происходит со мной и с этим спектаклем. Я очень ценю его и хочу, чтобы у «Адама и Евы» был красивый путь из множества показов.
Чем отличаются работы «Мы» и «Адам и Ева»?
Спектакль «Мы» по знаменитому роману Евгения Замятина - действительно большая работа со множеством танцовщиков. Я же выступала приглашённым хореографом – и, пожалуй, это главное отличие. Когда спектакль твой, это, конечно, иначе, совершенно другие организационные процессы. Важно отметить, что я к этому очень стремилась, к своему личному проекту, в котором я и хореограф, и продюсер.
Как Вы думаете, на что обращает внимание экспертный совет «Золотой Маски» при выборе спектакля в качестве номинанта на премию?
Я могу только предположить. По моему ощущению, это идея, высказывание, которое несёт сам спектакль, и его художественное воплощение. Потому что спектакль - это такой большой корабль, который плывёт и у которого есть капитан, но без команды, безусловно, нет и самого корабля. Думаю, когда все творческие энергии соединяются, будь то специально или по счастливому и волшебному стечению обстоятельств, тогда рождается по-настоящему удачный, красивый спектакль, который вступает в диалог со зрителем. Наверно, на такой спектакль обращает внимание экспертный совет.
Фотография обложки авторства Виктории Назаровой.
Редакция портала dance.ru поговорила выпускницей Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, балетмейстером, основателем VASILEVADANCECO, хореографом и режиссером спектакля «Адам и Ева» Ольгой Васильевой о том, что зритель сможет открыть для себя в танцевальном спектакле, почему номинация на «Золотую маску» стала приятным сюрпризом и на что, по мнению Ольги, обращает внимание экспертный совет премии при выборе номинантов.
Расскажите о спектакле «Адам и Ева» - откуда появилась идея?
Идея пришла очень просто: я увидела работы моей подруги, фотографа Виктории Назаровой с танцовщиками Юлианой Анфимовой и Максимом Клочневым. Я воскликнула: «Боже, какая красота. Это ведь Адам и Ева», и из шутливого «давай сделаем спектакль» получилось реальное произведение. Спектакль «Адам и Ева» подразумевает диалог со зрителем о том, ради чего мы приходим в этот мир – любить, заботиться и оберегать друг о друга, наслаждаться этим. Мне самой хочется, чтобы в мире, в котором я существую, и во времени, в котором я живу, было бы больше понимания, сострадания, ценности самой жизни.
Сцена из спектакля «Адам и Ева». Фотография Ирины Туминене.
Кто они, герои спектакля «Адам и Ева»?
Это два человека, которые находятся в общем пространстве и вне конкретного времени. В спектакле представлены мои размышления о том, какими могли быть первые люди на этом свете, но также это рассказ о том, что происходит здесь и сейчас с конкретными людьми. Это их история со своим началом, развитием и завершением. Однако финал спектакля еще не конец. Для меня было очень важно, чтобы по окончании представления у зрителя остались ощущения света, добра, надежды, несмотря на все то, что происходило на сцене во время действия. Хотелось показать, что все есть некий опыт, события и этапы сменяют друг друга – в этом заключено развитие и становление каждого человека.
Репетиция спектакля «Адам и Ева». Фотография Виктории Назаровой.
Что найдет в этом спектакле для себя зритель?
Мне бы хотелось, чтобы зритель, в первую очередь, прочувствовал происходящее на сцене через призму своих эмоции и ощущений. Чтобы у зрителя появилось желание быть добрым и открытым, доверять этому миру и своему пути. В спектакле много красоты, много чувственности и телесности, моментов, за которыми интересно наблюдать.
Кроме того, история в спектакле выстроена драматургически, но все же я не ограничиваю артистов в творчестве, ребята могут импровизировать. Мне самой интересно, каким может быть финал спектакля, какого он будет оттенка. Тем более, хочется узнать, как отзовется эта история у зрителей.
Чем выделяется данный спектакль среди прочих Ваших творений? Есть ли у Вас любимая работа?
Я очень люблю то, чем занимаюсь, в этом мое развитие и становление, как личности и художника. С каждой постановкой я ощущаю новый опыт, с которым иду дальше. Выделить какую-то одну работу я не могу. Что касается этой постановки, я бы хотела отметить команду и, так сказать, удачное стечение обстоятельств, событий, встреч – у нас всех получилось соединиться и сделать это вместе. Хочется отдельно отметить художника Павла Брата, который сделал невероятную инсталляцию. У Павла получилось самодостаточное художественное высказывание, которое гармонично соединилось с тканью спектакля и движениями танцоров. Большая радость работать с молодыми талантливыми танцовщиками, которые обладают не только большими физическими и эмоциональными возможностями, но делают это с открытым сердцем и сознанием, с собственным желанием творить и привносить новое. Они добавили в работу свою индивидуальность, личное ощущение и эмоции. Конечно же, нельзя не упомянуть саунд-дизайнера Дарью Анжерскую, которая создала невероятное полотно из звуков, шорохов и композиций Генри Пёрселла и Эдисон Денисова, и художницу по свету Ксению Котенёву, добавившую настоящие магию и волшебство в постановку. Я с большим удовольствием говорю о наших ребятах, это большое счастье, когда складывается такая классная команда.
Как именно хореография, использованная в спектакле «Адам и Ева», помогает раскрыть сюжет?
Эта тема мне сейчас очень близка и актуальна, это про бытовое и божественное, интересно, как эти смыслы соединяются и существуют в жизни человека. Именно современный танец дает возможность рассказать историю с этих двух ракурсов. Мне было интересно работать над соединением бытового жеста и абстрактного чувственного движения. В истории появления в пространстве двух людей и развития их взаимоотношений есть множество слоев: телесный, эмоциональный, процесс выбора. На мой взгляд, важно сейчас говорить о любви, понимании и чувствовании. Я обращаюсь к истокам, чтобы сказать о важном - зачем мы приходим в этот мир. Мы приходим любить. Спектакль говорит о божественности в каждом человеке через каналы движений, которые встречаются нам каждый день.
Тизер спектакля «Адам и Ева». Нажмите для просмотра видео.
Номинация на «Золотую Маску» была ожидаема или стала приятным сюрпризом?
Это было очень приятным сюрпризом. О том, что мы в списке номинантов «Золотой маски» этого года, мне написал наш художник. Мы радовались всей командой, скажу больше - верещали. Конечно, с одной стороны, это большая радость, с другой стороны, огромная ответственность. Впереди много работы, как это всё организуется, как покажется. Да, есть волнение и трепет, и я очень надеюсь, что у нас всё будет хорошо. Хочется верить, что номинация поможет для дальнейшего развития нашего спектакля и моего проекта VASILEVADANCECO. Ведь быть частью такого именитого фестиваля – это большая честь.
Нам хочется, как можно больше делиться спектаклем. Надеемся, что будем продолжать показы в Петербурге и Москве, и будем рады рассмотреть предложение о показах в других городах. Ведь работа действительно живёт, только когда её показывают, ей необходим зритель и момент становление и рождения при свидетелях.
Это уже не первая Ваша номинация на Премию (спектакль «Мы», 2019 год) - есть ли разница по ощущениям и ожиданиям сейчас и тогда?
Ощущения, конечно, разные. Время идёт, ты развиваешься, меняешься, начинаешь по-другому относиться к событиям своей жизни. Правда, как и в 2019 году, в этом году я испытываю трепетное волнение. Но думаю, что в этот раз у меня получится больше сфокусироваться на важных вещах и больше запомнить всё происходящее. При первой номинации, конечно, эмоции зашкаливали (смеется). Посмотрим, как все будет в этом году, пока все мысли и эмоции приятные. Сейчас отвечая на вопросы, я в очередной раз испытываю невероятную радость и волнение, трепет от того, что это всё происходит со мной и с этим спектаклем. Я очень ценю его и хочу, чтобы у «Адама и Евы» был красивый путь из множества показов.
Чем отличаются работы «Мы» и «Адам и Ева»?
Спектакль «Мы» по знаменитому роману Евгения Замятина - действительно большая работа со множеством танцовщиков. Я же выступала приглашённым хореографом – и, пожалуй, это главное отличие. Когда спектакль твой, это, конечно, иначе, совершенно другие организационные процессы. Важно отметить, что я к этому очень стремилась, к своему личному проекту, в котором я и хореограф, и продюсер.
Как Вы думаете, на что обращает внимание экспертный совет «Золотой Маски» при выборе спектакля в качестве номинанта на премию?
Я могу только предположить. По моему ощущению, это идея, высказывание, которое несёт сам спектакль, и его художественное воплощение. Потому что спектакль - это такой большой корабль, который плывёт и у которого есть капитан, но без команды, безусловно, нет и самого корабля. Думаю, когда все творческие энергии соединяются, будь то специально или по счастливому и волшебному стечению обстоятельств, тогда рождается по-настоящему удачный, красивый спектакль, который вступает в диалог со зрителем. Наверно, на такой спектакль обращает внимание экспертный совет.
Фотография обложки авторства Виктории Назаровой.
Комментарии
Читайте также
Регистрация
на конкурсы
и фестивали
30.03.2024 - 30.03.2024
30.03.2024 - 30.03.2024
6.04.2024 - 7.04.2024
6.04.2024 - 7.04.2024
18.05.2024 - 18.05.2024