
Вы – часть важной истории? Нет, вы – её создатель: рассказываем о новом иммерсивном шоу «Девочка со спичками»
35525
0
35525
17:38 от 06.06.2023
Автор:
Дарья Калапышина
«Девочка со спичками» – первый танцевальный иммерсивный спектакль, главными героями которого стали дети 8–14 лет. Это перенесённая в Советский Союз новогодняя сказка Ганса Христина Андерсена, которую сопровождает музыка Родиона Щедрина из балета «Кармен-сюита». Более того, спектакль происходит одновременно во всех пространствах четырёхэтажного Особняка в центре Москвы. Звучит так, как будто бы в одной истории сочетается несочетаемое. Попробуем разобраться, как же это работает.
Создатели легендарных иммерсивных шоу «Вернувшиеся» и «Безликие» Мигель и Ксения Михеева показали новую историю в Особняке – это история от детей, для детей и про детей. История, став частью которой, дети по-другому начинают смотреть на театр, а ещё мягко и безопасно усваивают важные уроки о ценностях и о времени. Взрослые же, участвуя в спектакле, погружаются во внутренний мир ребёнка и смотрят на всё, что происходит вокруг, «его глазами». Они возвращаются к давно забытым чувствам и переживаниям, которые сейчас уже кажутся совсем не важными.
Каждый зритель «Девочки со спичками» – полноценный участник шоу. Фактически, зрителей от актёров отличают только маски, которые, к тому же, «дарят чувство психологической безопасности». Они позволяют плакать без стеснения, когда что-то трогает, задевает, позволяют вздрагивать, по-детски подпрыгивать, поднимаясь по лестницам Особняка. Но участники существуют с актёрами в одном пространстве: могут касаться друг друга и сидеть с ними на одной кровати, собирать один конструктор, делить одно печенье. Более того, зрители становятся режиссерами своего собственного спектакля. И единственное, что точно всем известно, — это то, что закончится спектакль через полтора часа. За это время в пространстве Особняка будут показаны около 200 сцен. Те, в которые включится каждый зритель, и станут сценами его собственного спектакля. Антракт? Его можно организовать в любой момент.
«Девочка со спичками» действительно дает невероятную свободу, и из-за этого сначала появляются мысли: «А что если я не успею увидеть что-то очень важное?». На самом же деле, что-то очень важное – это самому выстроить свой спектакль. Вы можете всё время ходить за одним и тем же актёром или быть в одной и той же комнате. Можете «путешествовать», однако важно, чтобы к концу этого «дня» у вас в голове сложилась целостная картина. Почему «дня»? Потому что в Особняк вы попадаете тогда, когда там ещё ночь, а уходите уже под вечер. Вы «проживаете» в этом пространстве «один день из жизни ребёнка 60-ых годов». Вы сами становитесь этим ребёнком.
Как только вы попадает в пространство, вы словно становитесь участником какой-то гонки, вы – в суете, в постоянном движении, даже немного поддаётесь панике. Это ощущение связано с появившимся желанием успеть увидеть всё, успеть поучаствовать во всех 200 сценах. Вместе с вами в Особняк буквально «забегают» дети абсолютно разных возрастов, для которых всё происходящее – это квест. Они, вероятнее всего, впервые становятся частью подобного шоу. Вместе с ними вы переноситесь в собственное детство, пытаясь вновь первыми сесть на карусель или успеть взять второй бутерброд в столовой. Кстати, о бутербродах. Полное погружение начинается уже в тот момент, когда вы только заходите в Особняк: птичье молоко, трубочки со сгущенкой, бутерброды с колбасой и сосиски в тесте, – всё это продаётся в баре-буфете на нулевом этаже. Этот бар-буфет – то самое место, где вы можете провести свой антракт, можете организовать «круглый стол» с другими участниками. То место, в котором начинается ваш собственный спектакль, в котором Мигель, открывая каждый показ, рассказывает о «правилах». Казалось бы, всё, что мы написали об абсолютной свободе, наличии пространства для собственного творчества «внутри» рутины не коррелирует с какими-либо правилами или ограничениями. Однако только благодаря этим рекомендациям каждый получает возможность выстроить свою историю. Участие в иммерсивном спектакле отчасти похоже на процесс реализации какой-то гениальной идеи. Почему? Пожалуй, потому что никакая гениальная идея не реализуется, если вокруг вас все будут разговаривать, актёры ничем не будут отличаться от зрителей, а ещё постоянно будут зажигаться вспышки фотоаппаратов и экраны мобильных телефонов. Только если вы настроитесь на полное погружение в историю, она «оживёт».
Дети делились впечатлениями с нами и отмечали, что сначала они параллельно испытывали два чувства: неимоверно сильный интерес заглянуть в каждый уголок, а ещё напряжение, связанное со страхом не успеть в тот самый «каждый уголок». В самом начале шоу у всех есть время на собственное «исследование» Особняка. Казалось бы, «я спокойно похожу по комнатам, поразглядываю предметы». Походить по комнатам получится, поразглядывать предметы – тоже, однако под очень напряжённые в эмоциональном плане музыкальные части авторства Родиона Щедрина из балета «Кармен-Сюита», а также постоянно то зажигающийся, то гаснущий, несколько даже тревожный свет. Свет, который как будто бы «вынуждает» каждого успеть заметить ребёнка, спящего на кровати, конструктор, разбросанный по полу, барбариски, намыленную одежду и ещё множество деталей, на которые можно попросту не обратить внимание. Свет, который «вынуждает» тревожиться, ровно, как и тревожится любой читатель, сопереживая маленькой продавщице спичек из сказки Ганса Христиана Андерсена, замерзающей в канун Нового года.
В этот момент, напомним, звучат музыкальные отрывки «Кармен-сюиты», которые являются неотъемлемой частью русского культурной сознания. Они воспринимаются «знакомыми», в том числе и детьми, которые когда-то слышали эти мелодии на музыкальных занятиях. Музыкальное сопровождение «Девочки» «вынуждает» дойти до высшей точки эмоционального напряжения, одновременно ощущая себя частью какой-то очень глобальной и масштабной истории. Почему?
К этому мы обращались в самом начале. Мы – в Москве XXI века. Актёры – в 50-ых годах XX века. «Кармен-Сюита» Щедрина – в 70-ых годах XX века. «Девочка со спичками» Андерсена – в 40-ых годах XIX века. Это максимальное сосредоточение различных эпох в одном пространстве. В совокупности же это не смесь, а органичный синтез. Как он достигается? Пожалуй, через то, что части каждой эпохи приводят участников в катарсическое состояние. Состояние полной вовлечённости, полного погружения, полного эмоционального сопереживания героям каждой из разворачивающихся в Особняке историй. Как ни странно, больше всего в этой работе – 50-ых. А как же «Девочка со спичками»? Ведь именно она вынесена в название. Да-да, название должно помочь считать авторские смыслы. Фактически, с этим шоу происходит точно так же. Однако есть одно «но»: то «количество» «Девочки со спичками», которое вы считываете, зависит от того, участником каких сцен вы станете. В какую секунду, на каком этаже и в какой комнате Особняка вы окажетесь. Увидите вы финальную сцену или нет. Выведут вас за руку или вы выйдете сами. Однако если вы когда-либо читали «Девочку со спичками», имеете немного представления о сюжете или просто знакомы со святочными рассказами, вы поймёте, почему у шоу именно такое название. Вероятнее всего, поймёте, только лишь когда выйдете, но, всё же, поймёте.
Не стоит думать, что, становясь участником шоу, вы, по канону святочного рассказа, испытаете множество страданий. Однако вы испытаете множество чувств, заставляющих вас входить в состояние эмоционального напряжения. А в конце чудо вас действительно ждёт. Чудо в том, что вы почувствуете себя частью важной истории. Более того, создателем этой важной истории.
Создатели легендарных иммерсивных шоу «Вернувшиеся» и «Безликие» Мигель и Ксения Михеева показали новую историю в Особняке – это история от детей, для детей и про детей. История, став частью которой, дети по-другому начинают смотреть на театр, а ещё мягко и безопасно усваивают важные уроки о ценностях и о времени. Взрослые же, участвуя в спектакле, погружаются во внутренний мир ребёнка и смотрят на всё, что происходит вокруг, «его глазами». Они возвращаются к давно забытым чувствам и переживаниям, которые сейчас уже кажутся совсем не важными.
Каждый зритель «Девочки со спичками» – полноценный участник шоу. Фактически, зрителей от актёров отличают только маски, которые, к тому же, «дарят чувство психологической безопасности». Они позволяют плакать без стеснения, когда что-то трогает, задевает, позволяют вздрагивать, по-детски подпрыгивать, поднимаясь по лестницам Особняка. Но участники существуют с актёрами в одном пространстве: могут касаться друг друга и сидеть с ними на одной кровати, собирать один конструктор, делить одно печенье. Более того, зрители становятся режиссерами своего собственного спектакля. И единственное, что точно всем известно, — это то, что закончится спектакль через полтора часа. За это время в пространстве Особняка будут показаны около 200 сцен. Те, в которые включится каждый зритель, и станут сценами его собственного спектакля. Антракт? Его можно организовать в любой момент.
«Девочка со спичками» действительно дает невероятную свободу, и из-за этого сначала появляются мысли: «А что если я не успею увидеть что-то очень важное?». На самом же деле, что-то очень важное – это самому выстроить свой спектакль. Вы можете всё время ходить за одним и тем же актёром или быть в одной и той же комнате. Можете «путешествовать», однако важно, чтобы к концу этого «дня» у вас в голове сложилась целостная картина. Почему «дня»? Потому что в Особняк вы попадаете тогда, когда там ещё ночь, а уходите уже под вечер. Вы «проживаете» в этом пространстве «один день из жизни ребёнка 60-ых годов». Вы сами становитесь этим ребёнком.
Как только вы попадает в пространство, вы словно становитесь участником какой-то гонки, вы – в суете, в постоянном движении, даже немного поддаётесь панике. Это ощущение связано с появившимся желанием успеть увидеть всё, успеть поучаствовать во всех 200 сценах. Вместе с вами в Особняк буквально «забегают» дети абсолютно разных возрастов, для которых всё происходящее – это квест. Они, вероятнее всего, впервые становятся частью подобного шоу. Вместе с ними вы переноситесь в собственное детство, пытаясь вновь первыми сесть на карусель или успеть взять второй бутерброд в столовой. Кстати, о бутербродах. Полное погружение начинается уже в тот момент, когда вы только заходите в Особняк: птичье молоко, трубочки со сгущенкой, бутерброды с колбасой и сосиски в тесте, – всё это продаётся в баре-буфете на нулевом этаже. Этот бар-буфет – то самое место, где вы можете провести свой антракт, можете организовать «круглый стол» с другими участниками. То место, в котором начинается ваш собственный спектакль, в котором Мигель, открывая каждый показ, рассказывает о «правилах». Казалось бы, всё, что мы написали об абсолютной свободе, наличии пространства для собственного творчества «внутри» рутины не коррелирует с какими-либо правилами или ограничениями. Однако только благодаря этим рекомендациям каждый получает возможность выстроить свою историю. Участие в иммерсивном спектакле отчасти похоже на процесс реализации какой-то гениальной идеи. Почему? Пожалуй, потому что никакая гениальная идея не реализуется, если вокруг вас все будут разговаривать, актёры ничем не будут отличаться от зрителей, а ещё постоянно будут зажигаться вспышки фотоаппаратов и экраны мобильных телефонов. Только если вы настроитесь на полное погружение в историю, она «оживёт».
Дети делились впечатлениями с нами и отмечали, что сначала они параллельно испытывали два чувства: неимоверно сильный интерес заглянуть в каждый уголок, а ещё напряжение, связанное со страхом не успеть в тот самый «каждый уголок». В самом начале шоу у всех есть время на собственное «исследование» Особняка. Казалось бы, «я спокойно похожу по комнатам, поразглядываю предметы». Походить по комнатам получится, поразглядывать предметы – тоже, однако под очень напряжённые в эмоциональном плане музыкальные части авторства Родиона Щедрина из балета «Кармен-Сюита», а также постоянно то зажигающийся, то гаснущий, несколько даже тревожный свет. Свет, который как будто бы «вынуждает» каждого успеть заметить ребёнка, спящего на кровати, конструктор, разбросанный по полу, барбариски, намыленную одежду и ещё множество деталей, на которые можно попросту не обратить внимание. Свет, который «вынуждает» тревожиться, ровно, как и тревожится любой читатель, сопереживая маленькой продавщице спичек из сказки Ганса Христиана Андерсена, замерзающей в канун Нового года.
В этот момент, напомним, звучат музыкальные отрывки «Кармен-сюиты», которые являются неотъемлемой частью русского культурной сознания. Они воспринимаются «знакомыми», в том числе и детьми, которые когда-то слышали эти мелодии на музыкальных занятиях. Музыкальное сопровождение «Девочки» «вынуждает» дойти до высшей точки эмоционального напряжения, одновременно ощущая себя частью какой-то очень глобальной и масштабной истории. Почему?
К этому мы обращались в самом начале. Мы – в Москве XXI века. Актёры – в 50-ых годах XX века. «Кармен-Сюита» Щедрина – в 70-ых годах XX века. «Девочка со спичками» Андерсена – в 40-ых годах XIX века. Это максимальное сосредоточение различных эпох в одном пространстве. В совокупности же это не смесь, а органичный синтез. Как он достигается? Пожалуй, через то, что части каждой эпохи приводят участников в катарсическое состояние. Состояние полной вовлечённости, полного погружения, полного эмоционального сопереживания героям каждой из разворачивающихся в Особняке историй. Как ни странно, больше всего в этой работе – 50-ых. А как же «Девочка со спичками»? Ведь именно она вынесена в название. Да-да, название должно помочь считать авторские смыслы. Фактически, с этим шоу происходит точно так же. Однако есть одно «но»: то «количество» «Девочки со спичками», которое вы считываете, зависит от того, участником каких сцен вы станете. В какую секунду, на каком этаже и в какой комнате Особняка вы окажетесь. Увидите вы финальную сцену или нет. Выведут вас за руку или вы выйдете сами. Однако если вы когда-либо читали «Девочку со спичками», имеете немного представления о сюжете или просто знакомы со святочными рассказами, вы поймёте, почему у шоу именно такое название. Вероятнее всего, поймёте, только лишь когда выйдете, но, всё же, поймёте.
Не стоит думать, что, становясь участником шоу, вы, по канону святочного рассказа, испытаете множество страданий. Однако вы испытаете множество чувств, заставляющих вас входить в состояние эмоционального напряжения. А в конце чудо вас действительно ждёт. Чудо в том, что вы почувствуете себя частью важной истории. Более того, создателем этой важной истории.
Комментарии
Читайте также
Регистрация
на конкурсы
и фестивали
17.12.2023 - 17.12.2023
13.01.2024 - 14.01.2024
27.01.2024 - 28.01.2024
17.02.2024 - 17.02.2024
9.03.2024 - 9.03.2024