Танго — это естественный пульс на запястье Буэнос-Айреса. Часть 1

Автор
dance.ru
5882
0
5882
08:00 от 10.12.2024
Автор: Анастасия Середа

В преддверии международного дня аргентинского танго хотим, чтобы каждый поклонник этого страстного танца открыл для себя что-то новое. Зная глубину, можно еще ярче почувствовать танец и выразить его через собственное понимание. Предлагаем читателю погрузиться в неоднозначную и моментами загадочную историю аргентинского танго, узнать о главных этапах его развития, выдающихся личностях и современных стилях танго.


Танго из фильма «Запах женщины» в исполнении актеров Аль Пачино и Габриэль Анвар

О СЛОВЕ «ТАНГО»

Сущность вещи содержится в ее названии. Поэтому прежде, чем мы познакомим читателя с историей аргентинского танца, кратко остановимся на этимологии этого слова. Существует несколько недоказанных теорий о происхождении «танго».

Поделимся самыми интересными и наиболее подходящими вариантами:

1. Производное от африканского слова «tambo», означающего закрытое пространство или зарезервированную территорию. В Буэнос-Айресе так называли места, где содержались рабы. Выходцам из Африки было запрещено свободно передвигаться по улице, поэтому рабовладельцы организовали tambos – специальные места, где они танцевали.
2. Производное от латинского глагола «tangere» – коснуться. А в старинном испанском языке глагол «tangiг» переводится как «играть на инструменте».
3. Производное от слова «tangue» – танца, который был популярен в Нормандии в XVI веке.

АРГЕНТИНСКОЕ ТАНГО – ЭТО ДИТЯ МИРА



Среди историков до сих пор ведутся споры о времени и месте зарождения танго. Точных задокументированных сведений на этот счет нет. С большей долей вероятности можно говорить только о том, что танго как музыкальный жанр и танец зародилось в середине ХIХ века. В Буэнос-Айресе и его окрестных городах тогда проживали мигранты со всех концов света, которые привнесли свою культуру в процесс зарождения аргентинского танго. Расскажем подробнее об этом периоде.

ЗАРОЖДЕНИЕ ТАНГО

1850-ые годы – время крупных миграционных волн: на берега Ла-Платы (залив Южной Америки – прим. редакции) тысячами хлынули крестьяне из аргентинской глубинки и безработные из Европы. В поисках заработка они оставили дома, семьи и любимых женщин на другом конце земного шара. Приезжие селились на окраинах в многоквартирных домах-общежитиях, а на улицах царило вавилонское смешение языков. Мужское население превышало женское, как минимум, в три раза. Днем они работали в порту, а вечерами собирались в многочисленных барах, кафе и игорных домах, проводя так свой «эмигрантский досуг». В бедных и в то же время опасных кварталах Буэнос-Айреса зародилось аргентинское танго. Сначала появился музыкальный жанр, а только потом сам танец. Пажадоры (пастухи) исполняли песни под гитару о разлуке с родиной, о суровой мужской жизни без женщины, о безнадежности… Куплеты сочинялись на особом жаргонном языке «лунфардо» – смесь из разных языков, полная неприличных выражений и брани. Гаучо (своеобразная социально-этническая группа, близкая по духу к американским ковбоям) и портеньо (жители припортовых кварталов, работники порта и эмигранты) впервые начали танцевать танго. И что самое удивительное – танцевали они друг с другом, так как женщин было крайне мало.

По воспоминаниям Хорхе Луис Борхес: «Без улиц и вечеров Буэнос-Айреса нельзя написать танго. Эмигранты и гаучо часто затевали ссоры, заканчивающиеся креольской дуэлью – поединком на ножах, во время которого противники танцевали глаза в глаза. Часто в основе таких споров была борьба за женщину.»

Из креольской дуэли, по утверждению писателя, и родилось танго. В то время танец отвергался богатыми слоями населения и запрещался католической церковью. Классическим составом первых «оркестров», исполнявших музыку для аргентинского танго, считалось трио: скрипка, флейта и гитара. Но постоянных составов практически никогда не было: музыкантов нанимали играть и по истечении вечера или договора они расходились и могли играть в следующий раз совершенно другой бандой. Самой популярной песней того времени была «El queco» (1874 г.).


Бандонеон

Бандонеон – самый главный музыкальный инструмент в танго, появился позднее. В 1910-ые годы этот инструмент привез Генрих Бандомиз из Германии. И с тех пор бандонеон неразрывно соединился с музыкой танго. В 1912 году Juan «Pacho» Maglio стал очень популярным благодаря своим мелодиям танго, в которых главное звучание было отдано именно этому музыкальному инструменту.

СТАРАЯ ГВАРДИЯ И СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК ТАНГО

Постепенно музыка развивается и появляются первые постоянные оркестры. 1900-1917 годы именуются эпохой Старой гвардии. Главными представителями этого стиля, как их называют в танго-среде «монстрами танго-музыки» были: Francisco Canaro, Francisco Lomuto, Roberto Firpo. В 1917 году народный музыкант и родоначальник стиля Carlos Gardel записал первую танго-песню «Mi Noche Triste», и с тех пор танец стал ассоциироваться с переживаниями любовной трагедии. В это время танго уже вышло из задворок трущоб и стало популярно не только в самой Аргентине, но и в Европе. В 1912 году танцоры и музыканты из Буэнос-Айреса прибыли в Париж. Этот город был выбран неслучайно, так как в области бальных танцев Франция издавна являлась законодательницей мод для всей Европы. Париж влюбился в аргентинское танго с первого взгляда. Возникла мода на все, что связано с этим танцем: танго-вечеринки, танго напитки, сигареты, одежда и обувь в стиле танго. Далее массовое увлечение подхватили Лондон, Берлин и другие столицы Европы. Несомненно, вывезенная из Буэнос-Айреса версия танго была модифицирована и отличалась от традиционного танца. Аргентинское танго широко распространилось среди аристократии и среднего класса во всем мире, верхушка общества Аргентины приняла до этого недостойный танец как свой родной. Так прошел Серебряный век танго.

ЗОЛОТОЙ ВЕК ТАНГО – ПЕРИОД ТАНГОМАНИИ

В 30-40-ые годы ХХ столетия в Буэнос-Айресе происходит расцвет танго. Немалую роль в этом сыграло творчество Карлос Гарделя – любимца всей страны. Сентиментальные песни о любви затронули сердца аргентинцев: на его концерты были аншлаги и танго-пластинки с его голосом звучали в каждом доме Буэнос-Айреса. Появились профессиональные танго-оркестры. К концу периода их насчитывалось около 200. Четыре яркие школы определяли стилистику танго: DiSarli, d`Arienzo, Troilo и Pugliese. Именно в эти годы начинали говорить о музыкальной классификации танго: мелодичном, ритмическом и драматическом. В период Тангомании в Аргентине танцевало около 1 миллиона человек (из населения в 3 млн. человек). Танец официально признали и присвоили статус национального. Посещение милонг стало способом общения для местного населения. В эти годы появился стиль танго-салон, существующий и по сей день. Но в середине 1950-ых годов танго опять пришлось уйти в подполье Аргентины из-за смены политического режима в стране. Сюда я бы видео вставила, по-любому есть

ПЕРИОД КРИЗИСА

В 1976 году началась «Грязная война» в Аргентине. В результате государственного переворота военные захватили власть. Аресты, пытки, массовое исчезновение людей, убийства… Танго, как и народ Аргентины, подверглось репрессиям. Началось вторжение иностранной музыки. Клубы закрывались, во многих местах перестали нанимать музыкантов. Началось время подпольных милонг. И танго на долгие семь лет оказалось под запретом. Правительство, поддерживаемое политикой США, всячески пыталось искоренить культурное наследие Аргентины. Вместо старых кафе открывались дискотеки с американской музыкой и рок-н-роллом. В результате этого аргентинская молодежь забыла про национальный танец и предпочла другую культуру и формы общения.

О периоде возрождения и современном танго читайте в следующей части, которая выйдет совсем скоро.
Больше интересного о танцах ищите в нашем Telegram-канале.
Комментарии
Написать


Написать
Отменить
Читайте также

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

15.02.2025 - 16.02.2025
8.03.2025 - 9.03.2025
29.03.2025 - 29.03.2025

Все для танцев