Не просто Болливуд: почему стоит познакомиться с индийским танцем

Автор
dance.ru
37767
0
37767
12:51 от 10.06.2022
Автор: dance.ru

Принято считать, что индийские танцы ограничиваются только Болливудом и различными его вариациями. Но мало кто знает, что танцевальное наследие Индии включает в себя, в первую очередь, классические танцы, насчитывающие более чем 2000-летнюю историю. 

О разнообразии стилей индийского танца, об истории его популярности в России и уникальных особенностях рассказывает Светлана Гадалина, учредитель и президент Центра изучения искусств Востока «Дивья тала», а также руководитель собственного танцевального коллектива «Нритья Ашрам».

Первые упоминания о танце, как о составной части драматического искусства относятся к рубежу II в. до н.э – II в н.э. и встречаются в рукописи Бхаратамуни «Натья Шастра». С XII-XIII в. н.э. танец становится уже самостоятельным видом искусства и исполняется в храмах, как часть ритуала поклонения богу Шиве. Танцовщица, ее гуру и музыканты получают высокий статус в обществе и становятся уважаемыми людьми. Однако, во времена английского колонизаторства танец утрачивает свое значение и предается забвению. И только с начала XX в. благодаря самоотверженной работе известнейших деятелей искусства Индии, классический танец вновь приобретает свое первостепенное значение и становится уже сценическим, светским видом искусства.



В России классический танец становится известным широкому кругу зрителей с 1987 года благодаря фестивалю советско-индийской дружбы, который при большом скоплении людей проходил в Кремле и в Лужниках. Успех его был столь ошеломляющим, что вскоре в Москве был открыт Культурный центр им. Джавахарлала Неру при Посольстве Индии, задачей которого стало распространение индийской культуры в России.

Классических стилей танца в современной Индии насчитывается восемь. Каждый из них имеет свою красоту и особенности исполнения. Однако мне по душе классический стиль Одисси штата Орисса (Одиша), расположенного на восточном побережье Центральной Индии. Это лирический и очень грациозный стиль танца, в котором переплетаются сила мужских энергий и красота женской пластики. Линии тела округлые, руки и ноги полусогнуты в локтях, а тело изгибается в причудливых позах, напоминающих скульптуры танцовщиц на стенах древних индийских храмов. Ступни и пальцы рук танцовщицы покрыты красной краской, альтой, запястья и плечи украшают изящные серебряные браслеты, тяжелый пояс подчеркивает тонкую талию. Волосы забраны в причудливую прическу, украшенную белоснежными цветами и серебряными украшениями. Сам костюм шьется из тонкого шелкового сари, которое на ногах драпируется в виде раскрывающегося веера. Внешний вид танцовщицы, движения ее тела в танце, положения ног, постановка ступней на носок или пятку, замысловатые хасты (положения пальцев рук), изгибы тела, походки столь изящны, что создают впечатление загадочности и непостижимости, какой Индия и является сама по себе.

Много лет назад мне представилась возможность уехать в Дели на несколько месяцев, где впервые по-настоящему в институте Тривени Кала Сангам я начала изучать Одисси у индийского гуру Рамани Ранждан Джены. Помню свои первые впечатления об Индии: шум, гам, смесь запахов пыли и специй, непонятный язык, улыбающиеся лица и странная жизнь на улицах. Необычная, очень острая еда, рикши и жара в середине зимы. Но постепенно все это вошло в мою жизнь и стало привычным фоном к ежедневным занятиям танцами. Урок обычно начинался в 9 утра и заканчивался к обеду, в самый разгар жары. Мой учитель был очень требовательным и не успокаивался до тех пор, пока движение не было доведено до совершенства, а я – до изнеможения. Зато потом наступал долгожданный отдых, когда можно было пойти в ближайшее кафе, поесть теплых лепешек-чапати и выпить душистого масала – чая, напитка с молоком и специями.

В начале 2000-х годов после судьбоносной встречи с примой Одисси, танцовщицей Шримати Суджатой Мохапатрой, ученицей великого гуру Келучарана Мохапатры, у меня начался очень творческий и насыщенный период танцевальной жизни.

Ежегодные поездки в Индию, в город Бхубанешвар, где живет и учит Суджата, ее регулярные мастер-классы в Москве, наши многочисленные концерты на родине и в Индии, гастроли по разным городам России, мастер-классы во Франции, и, наконец, основание своей собственной школы-студии индийского танца «Нритья Ашрам». А в 2019 году я основала «Центр изучения искусств Востока «Дивья тала».

 
Два года назад мои девочки выступали в Испании на конкурсе «Dance in Catalonia» и заняли третье место в номинации классический танец, а вскоре после этого получили приглашение на участие в передаче «Модный приговор» на Первом канале.

Уникальной особенностью классического индийского танца, о которой мало кто знает, исключительной чертой, отличающей его от других стилей танцев, является абхинайя, или иначе, выразительный танец. Это очень древняя традиция, восходящая еще к прошлому тысячелетию, которая давала возможность общаться человеку непосредственно с богами посредством мимики и жестов. Сейчас задачи абхинайи стали другими, но богатейший арсенал выразительных средств остался. Танцор использует 28 различных жестов одной руки и 24 жеста двух рук, а также 9 основных эмоций для разговора со зрителем. С первыми словами песни на сцене разворачивается настоящая мистерия. Танцор превращается то в храброго героя, то в коварного злодея, то в молодую девушку, идущую за водой, то в шаловливого мальчишку, который задумал стащить сладости. А вот смелая богиня Дурга идет на бой со злым демоном или прекрасная Радха ждет свидания с любимым. Опытный танцор способен держать в напряжении всю публику, которая пытается понять его эмоциональный рассказ. Иногда напряжение танца столь велико, что зрители могут плакать вместе с пронзительной музыкой.

Изучение классического Одисси начинается с технического класса – базовых упражнений, в которых тело танцора постепенно привыкает к нагрузкам и специфике движений. Поскольку исполнение классического индийского танца, как и любого танца вообще, требует от танцора максимального физического напряжения, занятия начинаются с разминки, направленной как на развитие определенных групп мышц, так и на выработку общего высокого тонуса организма. Включены специальные упражнения для мышц шеи, глаз, стоп, кистей рук, пальцев и т.д. Обязательны упражнения для развития гибкости тела и пластики движений.



Однако для исполнения одной техники, даже безукоризненно выполненной, недостаточно, потому что танцевальные традиции индийского танца основаны на опыте духовности. Поэтому необходимым элементом обучения является знакомство с историей возникновения и развития танца, с культурными традициями Индии, а также с индуистскими мифами и легендами, которые являются основой сюжетных танцев Одисси.

Очень часто меня спрашивают о том, кому можно танцевать классический танец и в каком возрасте? Ответ один: уникальность индийского танца заключается в том, что он не имеет возрастных ограничений. Сам танец в Индии – это способ выразить радость человека посредством движения. В Индии танцуют всегда: перед началом сбора урожая, после его окончания, когда прошел дождь, когда выдают девушку замуж… И здесь важно желание человека ощутить эту радость через движения тела, через его пластику, находится в ритме танца и получать эстетическое удовольствие от ощущения красоты собственного тела.

Статья подготовлена АНО «Центр изучения искусств Востока «Дивья тала» при поддержке Министерства Культуры Индии и Культурного центра им Джавахарлала Неру при Посольстве Индии в Москве (ICCR\JNCC).

Другие новости
по темам
Другие новости по темам индийские танцы
Комментарии
Написать


Написать
Отменить

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

30.03.2024 - 30.03.2024
6.04.2024 - 7.04.2024
18.05.2024 - 18.05.2024

Все для танцев