На сцене Государственного Кремлевского Дворца состоялась премьера Ballet Triptych
13 октября 2025 года Государственный Кремлевский Дворец открыл свои двери, пригласив зрителей на мировую премьеру «Балетный триптих». Каждая часть программы уникального вечера одноактных балетов была посвящена различным видам художественного выражения и ярким фигурам русской культуры XIX-XX веков. Авторы балетов стремились передать зрителям суть произведений литературы, музыки и живописи, используя язык танца как универсальный способ коммуникации.

Артем Овчаренко и Евгения Образцова
«Балетный триптих» стал знаковым событием в мире танца, объединив под крышей главной сцены страны выдающихся хореографов, музыкантов и исполнителей — звезд балета из лучших театров. Среди них: заслуженная артистка России, прима-балерина Большого театра — Евгения Образцова, заслуженная артистка России, прима-балерина Михайловского театра — Ирина Перрен, прима-балерина театра «Кремлевский балет» — Дарья Канделаки (Бочкова), приглашенная прима-балерина МАМТ (Московского академического музыкального театра К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко) — Ксения Рыжкова, заслуженный артист России, первый солист Мариинского театра — Константин Зверев, британский артист балета и хореограф — Джона Кук и др.
Каждый из балетов, входящих в программу, представляет собой уникальное художественное высказывание, которое не только демонстрирует мастерство танцовщиков, но и погружает зрителей в философские размышления. Проект был задуман как синтез различных видов искусства, позволяющий каждому зрителю увидеть знакомые произведения в новом свете через призму танца.
БАЛЕТ «КРОТКАЯ», ПО ОДНОИМЕННОЙ ПОВЕСТИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО, ХОРЕОГРАФ: ДЖОНА ПОЛ КУК

Джона Пол Кук и Ксения Рыжкова
Первая часть вечера, получившая название «Кроткая», основана на одноименном произведении Ф.М. Достоевского. В этом неоклассическом балете хореограф Джона Кук, создает атмосферу, в которой внутренний мир героев раскрывается через выразительные движения и эмоциональную пластичность. Кук использует минималистичный декор и дизайн костюмов, а также световые эффекты для того, чтобы акцентировать внимание зрителей на внутренней борьбе главной героини, ее стремлении к пониманию и любви. Принципы минимализма в постановке позволяют зрителям не отвлекаться от сложной танцевальной техники исполнителей и их экспрессивного состояния. Это создает глубокую эмоциональную связь между танцовщиками и аудиторией, позволяя каждому зрителю почувствовать всю глубину переживаний персонажей.

Джона Пол Кук и Ксения Рыжкова
Джона Кук, известный своим умением сочетать литературу и танец, ранее уже обращался за вдохновением к творчеству Эмили Бронте («Грозовой перевал») и Л.Н. Толстого («Поликушка»). На этот раз хореограф перевел на язык танца повесть «Кроткая» Достоевского, которая достаточно хореографична, так как рассказывает историю отношений мужчины и женщины. Интересно, что в качестве музыкального сопровождения для балета Кук выбрал симфоническую поэму Сергея Рахманинова «Остров мертвых», написанную нестандартным музыкальным размером 5/8. За счет такого музыкального решения, постановка имеет гипнотический эффект, который усиливается также необычной игрой со светом.
БАЛЕТ «РАХМАНИНОВ», НА МУЗЫКУ С.В. РАХМАНИНОВА ХОРЕОГРАФ: ДМИТРИЙ ПИМОНОВ

Алексей Швыдкин, Ирина Перрен,
Кристина Шапран
Во второй части вечера — «Рахманинов» — зрителей ожидает музыкальное путешествие по пяти пьесам Сергея Рахманинова. Хореограф Дмитрий Пимонов, обладая тонким ощущением музыки, создает хореографию, которая подчеркивает красоту мелодий и глубину эмоций, заложенных в каждом произведении. Танцовщики, словно музыкальные инструменты, взаимодействуют друг с другом по очереди и все вместе, создавая гармонию, подобную музыкальной гармонии Рахманинова. Каждая пьеса становится участником танцевального действия. Пимонов использует динамику и ритм музыки, чтобы подчеркнуть эмоциональную насыщенность каждой композиции, создавая тем самым сложные образы и впечатления.

Константин Зверев, Ирина Перрен,
Елена Евсеева, Кристина Шапран
В произведении Рахманинова вокальные интонации, пронизывающие музыку, органично сочетаются с драматическим развитием, что, безусловно, отражается и в хореографии Пимонова. Его подход к постановке не ограничивается только классическим балетом. В той или иной степени, он обращается к современным танцевальным формам, добавляя в хореографию элементы, которые делают ее более разнообразной и интересной. В некоторых пьесах отчетливо прослеживаются острые углы и выразительные линии, заимствованные из аргентинского танго, что придает дополнительную динамику и страсть танцам. Такой комбинированный подход к хореографии значительно расширяет интерпретационное поле второго акта в целом. У зрителей есть возможность ощутить всю палитру эмоций, которые передает Рахманинов в своих произведениях, и увидеть, как хореография Пименова дополняет и усиливает эти чувства.
БАЛЕТ «ФУТАЖ», ВДОХНОВЛЕННЫЙ ЦВЕТОВОЙ ФИЛОСОФИЕЙ В.В. КАНДИНСКОГО, ХОРЕОГРАФ: ДМИТРИЙ АНТИПОВ

Артем Овчаренко и Евгения Образцова
В завершающем акте под названием «Футаж» хореограф Дмитрий Антипов исследует тонкую и многогранную связь между живописью и движением. Вдохновение для создания этого балета Антипов черпает из творчества выдающегося художника Василия Кандинского. Кандинский, как известно, был одним из основоположников абстрактного искусства, и именно его подход к цвету и форме стал основой для создания выразительных и динамичных образов в балете. В его работах цвет и форма играют ключевую роль, становясь не просто элементами композиции, но и основными средствами передачи эмоций и чувств.

Дмитрий Соболевский и Валерия Муханова
Кандинский стремился освободить искусство от традиционных предметных форм, чтобы оно могло передавать глубокие духовные переживания и внутренние состояние человека. Он часто сравнивал живопись с музыкой, подчеркивая, что оба вида искусства могут вызывать схожие эмоции и ощущения. В своих работах Кандинский использовал музыкальные термины в названиях, такие как «Композиция» и «Импровизация», что подчеркивало его стремление создать визуальную симфонию, в которой цвет, форма и ритм взаимодействуют друг с другом. Он разработал уникальную теорию, согласно которой каждый цвет и форма обладают своим собственным «звучанием», что позволяет им передавать глубокий смысл и оказывать влияние на душу зрителя. Кандинский обладал синестезией — способностью «слышать» цвета, что еще больше углубляло его понимание связи между различными видами искусства.

Артур Мкртчян и Дарья Канделаки (Бочкова)
Антипов использует хореографические приемы, чтобы передать философию цвета и формы, наполняя танец содержанием: в балете «Футаж» три основных цвета, символизирующих разные эмоции и состояния, — красный, зеленый и синий — представлены через три танцевальных дуэта. Каждый из этих дуэтов передает свои цвета через хореографию, начиная от веселья и жизнерадостности, заканчивая лирикой и меланхолией. Каждый танцовщик в этом произведении выступает в роли «кисти художника», а их движения становятся мазками, которые в совокупности создают живую, динамичную картину, полную эмоций и смыслов.
«Балетный триптих» не только демонстрирует разнообразие стилей и подходов в современном балете, но и приглашает зрителей задуматься о взаимодействии между всеми видами искусства. Что примечательно, именно танец становится проводником, объединяющим другие искусства, при этом, является мощным самостоятельным средством выразительности и размышлений о жизни, любви и человеческой природе.
Фото: Марк Олич
Больше интересного о танцах ищите в нашем Telegram-канале.
Регистрация
на конкурсы
и фестивали




