Когда дышат не кислородом, а страстью – Испанский театр фламенко Рафаэлы Караско
3815
0
3815
18:00 от 21.11.2024
Автор:
Анастасия Середа
Национальное достояние Испании – фламенко, танец, который цепляет каждого своим страстным характером и красотой исполнения. Звуки гитары и чувственные песни, темпераментные танцовщицы и одобрительные крики публики «Olé» – все это про фламенко. В этой статье мы расскажем о его особенностях и истории, современных формах и местах, где можно увидеть настоящее фламенко.
ФЛАМЕНКО – ЭТО ИСКУССТВО
«El flamenco es un arte» – так говорят андалусийцы (жители Андалусии – автономное сообщество на юге Испании. Прим. редакции). Фламенко – это не только сам танец, это национальное искусство, в котором равноценное значение принадлежит трем составляющим: танцу (байле), песне (канте) и гитарному сопровождению (ток). Эти части неотделимы друг от друга, и на протяжении многих лет ведутся споры, какой компонент первостепеннее. Предлагаем читателю самому ответить на этот вопрос, погрузившись в историю фламенко.
Официальной датой рождения принято считать 1785 год, когда испанский драматург Хуан Игнасио Гонсалес дель Кастильо впервые употребил слово «фламенко». Но на самом деле история этого направления насчитывает более 10 веков, на протяжении которых культура Испании развивалась под влиянием разных кочевых этносов (цыган, арабов, мавров).
За свою историю жанр фламенко пережил взлеты и падения. Расскажем об основных этапах развития фламенко:
1. Золотой век, эпоха Café cantante, 1850-1910 гг. – фламенко было популярно среди всех слоев населения от бедняков до элиты. В крупных городах Испании фламенко начали исполнять в кафе, самым популярным было кафе в Севилье, где ценилась традиционность и чистота танца. Именно там были основаны лучшие академии фламенко. В эпоху золотого века зажглись такие звезды цыганских байлаор, как La Malena, La Macarrona, Gabriela Ortega.
La Macarrona
2. Начало века XX – эпоха спада и коммерциализации. Фламенко начало терять свою популярность – оно превратилось в обычное развлечение в глазах молодежи. История танца, наполненная страданиями и болью различных народностей, осталась на задворках. Появились исполнители не цыганского происхождения, отдававшие предпочтение более мягким формам: фламенко входит в театральные постановки других жанров, танец становится хореографическим. В 20-ые годы зарождается фламенко-балет. А позднее танец стали исполнять после сеансов в кинотеатрах или по окончании пьес-комедий.
3. Попытки возрождения: в 1921 году Сергей Дягилев принес жанру международную популярность, включив в программу русского балета на гастролях в Париже целое представление фламенко; а на Родине фламенко для возвращения к истокам Мануэль де Фалья и Гарсиа Лорка организовали в 1922 году фестиваль фламенко, вызвавший всплеск интереса к жанру и общий патриотический подъем.
Los Ballets Russes de Diaghilev y España (Granada, Madrid, 2000). Сцена из спектакля Дягилева Cuadro flamenco
4. 1930-1950 гг. – эпоха войн и эмиграции. В это время происходит несколько войн (гражданская война в Испании, вторая Мировая война), когда интерес к фламенко как искусству пропадает совсем из-за насущных, более важных проблем. Многие знаменитые танцовщики эмигрируют в Америку.
5. Эпоха возрождения 1950-1960 гг. Причиной этому послужила вышедшая в 1955 году книга Гонсалеса Климента «Фламенкология». В 1957 году был организован фестиваль песни в Кордове, и в том же году в Хересе открыто отделение фламенкологии. Вновь возник интерес к фламенко, инициированный несколькими артистами.
ТАНЕЦ, ВЫРАЖАЮЩИЙ ВСЮ ПАЛИТРУ ЧУВСТВ
Фламенко – это творчество, которое выражает любовь, страсть, одиночество, боль, радость и счастье. Сам танец — это чистая импровизация. Главное, чтобы байлаора исполняла различные хореографические элементы, соблюдая ритм музыки. К основным характерным движениям фламенко относятся: выразительная пластика рук, особенно кистей; дробь каблуками; резкие выпады и повороты; хлопки, прищелкивания пальцами и игра на кастаньетах.
Фламенко, возникшее из сплава мавританской, еврейской, цыганской и испанской культур, остается живым и развивающимся жанром. В настоящее время появилось множество разновидностей: фламенко-джаз, цыганское фламенко, фламенко-румба и другие. Также известно новое фламенко (Nuevo flamenco) – современный стиль, который является производным от традиционного. Он сочетает в себе виртуозность гитары-фламенко с музыкальными влияниями джаза, румбы, рока, танго, сальсы и мелодий Ближнего Востока.
ИСПАНСКИЙ ТЕАТР ФЛАМЕНКО В РОССИИ
17 ноября на сцене Кремлевского дворца состоялся показ спектакля «Ночь. Архитектура бессонницы» испанского театра фламенко Рафаэлы Карраско. Легендарная труппа представила эту же постановку 21 ноября в Санкт-Петербурге в театре-фестивале «Балтийский дом» в рамках Международного фестиваля искусств «Дягилев P.S.». Этот зрелищный спектакль, получивший сразу несколько престижных танцевальных премий, соединяет в себе фламенко, инструментальную музыку, роскошные костюмы и великолепный живой вокал.
Автор портала dance.ru Анастасия Середа посетила это представление и готова поделиться с читателем своим впечатлением от увиденного. «“Ночь. Архитектура бессонницы” – это танцевальное, музыкальное и поэтическое исследование великих тем и противоречий ночи,» – поясняют создатели спектакля. И это действительно так: во время просмотра ты погружаешься не только в чарующий танец фламенко, но и в само драматическо-мистическое действие, где есть место и музыке, и поэзии, и живым эмоциям.
Драматург спектакля Альваро Тато заявил: «Вдохновением для создания спектакля, конечно, послужила традиция фламенко, но не только она. Важную роль сыграла поэзия, воспевающая ночь и ее метафоры: от испанской народной песенной традиции до авторов эпохи барокко.»
Несмотря на масштабы кремлевского зала, ощущалась камерная атмосфера, характерная для традиционного исполнения фламенко. Талантливые танцовщицы во главе с руководителем труппы и главным хореографом спектакля Рафаэлой Карраско своим темпераментным фламенко смогли передать всю палитру переживаний, страхов и сомнений, которые зачастую посещают людей ночью. Живой вокал в исполнении Хемы Кабальеро на испанском языке глубоко проникал в душу и задевал за самые тонкие ее струны…
Рафаэла Карраско
КОГДА СОДЕРЖАНИЕ ВАЖНЕЕ ФОРМЫ
На сцене присутствовало минимальное количество декораций, все внимание было сосредоточено на исполнителях. Каждый номер – это сочетание мистического и эмоционального. Фламенко переплетается с элементами контемпорари – такое смешение стилей выглядит очень виртуозно и экспериментально. Поражает то, насколько уникальны и не перегружены костюмы байлаорас – их слегка дополняют лишь детали: в одном номере белая шлейф-накидка, которая перевоплощает танцовщиц в ангелов с крыльями; в другом – огромная красная шляпа, скрывающая лицо исполнительницы, придает некую скрытность и таинственность.
Испанский театр фламенко Рафаэлы Карраско
«Ночь — это чистое движение», и зрители спектакля следуют шаг за шагом вместе с прославленной труппой фламенко. Мастерство исполнения танца восхищает! Не знаешь, чему удивляться больше: синхронному отбиванию ритма 8-ю танцовщицами одновременно, изяществу их движений или скорости поворотов. Испанки так сильно чувствуют свой родной танец, что невольно слышится, как они дышат или выкрикивают слова на родном языке во время выступления. В конце спектакля, как и после любой ночи, «наступает утро». Последний номер «Поклонение солнцу» наполнен жизненной энергией, задором и весельем. Зал долго не отпускал артистов со сцены, аплодируя стоя и выкрикивая русское «Браво» и испанское «Ole».
Испанский театр фламенко Рафаэлы Карраско
Такие проекты, как испанский театр Рафаэлы Карраско, превращает фламенко в новый творческий процесс, который выводит музыку и танец на более высокую ступень исследований и поисков. Сейчас фламенко является не только национальным достоянием испанской культуры, но и международным источником вдохновения и способом самовыражения для каждого, кто горит этим стилем. На стыке соприкосновения культур родилось это направление и кто знает, каким оно станет через года и десятилетия… Точно уверены в одном: фламенко не исчезнет, пока в мире есть место чувствам и эмоциям, музыке и танцу.
Больше интересного о танцах ищите в нашем Telegram-канале.
ФЛАМЕНКО – ЭТО ИСКУССТВО
«El flamenco es un arte» – так говорят андалусийцы (жители Андалусии – автономное сообщество на юге Испании. Прим. редакции). Фламенко – это не только сам танец, это национальное искусство, в котором равноценное значение принадлежит трем составляющим: танцу (байле), песне (канте) и гитарному сопровождению (ток). Эти части неотделимы друг от друга, и на протяжении многих лет ведутся споры, какой компонент первостепеннее. Предлагаем читателю самому ответить на этот вопрос, погрузившись в историю фламенко.
Официальной датой рождения принято считать 1785 год, когда испанский драматург Хуан Игнасио Гонсалес дель Кастильо впервые употребил слово «фламенко». Но на самом деле история этого направления насчитывает более 10 веков, на протяжении которых культура Испании развивалась под влиянием разных кочевых этносов (цыган, арабов, мавров).
За свою историю жанр фламенко пережил взлеты и падения. Расскажем об основных этапах развития фламенко:
1. Золотой век, эпоха Café cantante, 1850-1910 гг. – фламенко было популярно среди всех слоев населения от бедняков до элиты. В крупных городах Испании фламенко начали исполнять в кафе, самым популярным было кафе в Севилье, где ценилась традиционность и чистота танца. Именно там были основаны лучшие академии фламенко. В эпоху золотого века зажглись такие звезды цыганских байлаор, как La Malena, La Macarrona, Gabriela Ortega.
La Macarrona
2. Начало века XX – эпоха спада и коммерциализации. Фламенко начало терять свою популярность – оно превратилось в обычное развлечение в глазах молодежи. История танца, наполненная страданиями и болью различных народностей, осталась на задворках. Появились исполнители не цыганского происхождения, отдававшие предпочтение более мягким формам: фламенко входит в театральные постановки других жанров, танец становится хореографическим. В 20-ые годы зарождается фламенко-балет. А позднее танец стали исполнять после сеансов в кинотеатрах или по окончании пьес-комедий.
3. Попытки возрождения: в 1921 году Сергей Дягилев принес жанру международную популярность, включив в программу русского балета на гастролях в Париже целое представление фламенко; а на Родине фламенко для возвращения к истокам Мануэль де Фалья и Гарсиа Лорка организовали в 1922 году фестиваль фламенко, вызвавший всплеск интереса к жанру и общий патриотический подъем.
Los Ballets Russes de Diaghilev y España (Granada, Madrid, 2000). Сцена из спектакля Дягилева Cuadro flamenco
4. 1930-1950 гг. – эпоха войн и эмиграции. В это время происходит несколько войн (гражданская война в Испании, вторая Мировая война), когда интерес к фламенко как искусству пропадает совсем из-за насущных, более важных проблем. Многие знаменитые танцовщики эмигрируют в Америку.
5. Эпоха возрождения 1950-1960 гг. Причиной этому послужила вышедшая в 1955 году книга Гонсалеса Климента «Фламенкология». В 1957 году был организован фестиваль песни в Кордове, и в том же году в Хересе открыто отделение фламенкологии. Вновь возник интерес к фламенко, инициированный несколькими артистами.
ТАНЕЦ, ВЫРАЖАЮЩИЙ ВСЮ ПАЛИТРУ ЧУВСТВ
Фламенко – это творчество, которое выражает любовь, страсть, одиночество, боль, радость и счастье. Сам танец — это чистая импровизация. Главное, чтобы байлаора исполняла различные хореографические элементы, соблюдая ритм музыки. К основным характерным движениям фламенко относятся: выразительная пластика рук, особенно кистей; дробь каблуками; резкие выпады и повороты; хлопки, прищелкивания пальцами и игра на кастаньетах.
Фламенко, возникшее из сплава мавританской, еврейской, цыганской и испанской культур, остается живым и развивающимся жанром. В настоящее время появилось множество разновидностей: фламенко-джаз, цыганское фламенко, фламенко-румба и другие. Также известно новое фламенко (Nuevo flamenco) – современный стиль, который является производным от традиционного. Он сочетает в себе виртуозность гитары-фламенко с музыкальными влияниями джаза, румбы, рока, танго, сальсы и мелодий Ближнего Востока.
ИСПАНСКИЙ ТЕАТР ФЛАМЕНКО В РОССИИ
17 ноября на сцене Кремлевского дворца состоялся показ спектакля «Ночь. Архитектура бессонницы» испанского театра фламенко Рафаэлы Карраско. Легендарная труппа представила эту же постановку 21 ноября в Санкт-Петербурге в театре-фестивале «Балтийский дом» в рамках Международного фестиваля искусств «Дягилев P.S.». Этот зрелищный спектакль, получивший сразу несколько престижных танцевальных премий, соединяет в себе фламенко, инструментальную музыку, роскошные костюмы и великолепный живой вокал.
Автор портала dance.ru Анастасия Середа посетила это представление и готова поделиться с читателем своим впечатлением от увиденного. «“Ночь. Архитектура бессонницы” – это танцевальное, музыкальное и поэтическое исследование великих тем и противоречий ночи,» – поясняют создатели спектакля. И это действительно так: во время просмотра ты погружаешься не только в чарующий танец фламенко, но и в само драматическо-мистическое действие, где есть место и музыке, и поэзии, и живым эмоциям.
Драматург спектакля Альваро Тато заявил: «Вдохновением для создания спектакля, конечно, послужила традиция фламенко, но не только она. Важную роль сыграла поэзия, воспевающая ночь и ее метафоры: от испанской народной песенной традиции до авторов эпохи барокко.»
Несмотря на масштабы кремлевского зала, ощущалась камерная атмосфера, характерная для традиционного исполнения фламенко. Талантливые танцовщицы во главе с руководителем труппы и главным хореографом спектакля Рафаэлой Карраско своим темпераментным фламенко смогли передать всю палитру переживаний, страхов и сомнений, которые зачастую посещают людей ночью. Живой вокал в исполнении Хемы Кабальеро на испанском языке глубоко проникал в душу и задевал за самые тонкие ее струны…
Рафаэла Карраско
КОГДА СОДЕРЖАНИЕ ВАЖНЕЕ ФОРМЫ
На сцене присутствовало минимальное количество декораций, все внимание было сосредоточено на исполнителях. Каждый номер – это сочетание мистического и эмоционального. Фламенко переплетается с элементами контемпорари – такое смешение стилей выглядит очень виртуозно и экспериментально. Поражает то, насколько уникальны и не перегружены костюмы байлаорас – их слегка дополняют лишь детали: в одном номере белая шлейф-накидка, которая перевоплощает танцовщиц в ангелов с крыльями; в другом – огромная красная шляпа, скрывающая лицо исполнительницы, придает некую скрытность и таинственность.
Испанский театр фламенко Рафаэлы Карраско
«Ночь — это чистое движение», и зрители спектакля следуют шаг за шагом вместе с прославленной труппой фламенко. Мастерство исполнения танца восхищает! Не знаешь, чему удивляться больше: синхронному отбиванию ритма 8-ю танцовщицами одновременно, изяществу их движений или скорости поворотов. Испанки так сильно чувствуют свой родной танец, что невольно слышится, как они дышат или выкрикивают слова на родном языке во время выступления. В конце спектакля, как и после любой ночи, «наступает утро». Последний номер «Поклонение солнцу» наполнен жизненной энергией, задором и весельем. Зал долго не отпускал артистов со сцены, аплодируя стоя и выкрикивая русское «Браво» и испанское «Ole».
Испанский театр фламенко Рафаэлы Карраско
Такие проекты, как испанский театр Рафаэлы Карраско, превращает фламенко в новый творческий процесс, который выводит музыку и танец на более высокую ступень исследований и поисков. Сейчас фламенко является не только национальным достоянием испанской культуры, но и международным источником вдохновения и способом самовыражения для каждого, кто горит этим стилем. На стыке соприкосновения культур родилось это направление и кто знает, каким оно станет через года и десятилетия… Точно уверены в одном: фламенко не исчезнет, пока в мире есть место чувствам и эмоциям, музыке и танцу.
Больше интересного о танцах ищите в нашем Telegram-канале.
Комментарии
Читайте также
Регистрация
на конкурсы
и фестивали
21.12.2024 - 22.12.2024
21.12.2024 - 22.12.2024
26.01.2025 - 26.01.2025
8.03.2025 - 9.03.2025
8.03.2025 - 9.03.2025