"Каннингем 3D" выходит в прокат: мнения кинокритиков

Автор
dance.ru
5777
0
5777
12:15 от 03.02.2020
Автор: dance.ru

6 февраля в российский прокат выходит фильм "Каннингем 3D", созданный российским режиссером Аллой Ковган к 100-летию со дня рождения великого американского хореографа.

Мерс Каннингем — легендарный нью-йоркский хореограф, новатор, во многом определивший эстетику современного танца. Близкий друг и соратник Джона Кейджа, он прошел путь от рядового танцовщика до руководителя собственной труппы и изобретателя новой техники движения. «Каннингем» Аллы Ковган снимался семь лет и стал поэтическим посвящением великому мастеру, его творчеству и окружению, в которое входили такие художники, как Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс, Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн. 


Созданная в 3D картина, столь же инновационная, как и методы ее героя, сочетает архивные материалы и реконструкции знаковых постановок Каннингема в исполнении участников последнего состава его труппы. Критики сравнивают «Каннингема» с эталоном танцевального документального фильма, «Пиной» Вима Вендерса, а технологичность и зрелищность картины Аллы Ковган позволяет им говорить о ней как об «Аватаре» современного танца.

«Было приятно и трогательно обнаружить в дневниках Каннингема цитаты из произведений русских писателей, а также записи на кириллице. Мерс настойчиво изучал русский, потому что мечтал пообщаться с мэтрами русского балета на их родном языке. Сильные ноги, как в русской балетной школе, стали основой техники движения Каннингема. Его произведения по-прежнему ставятся многими балетными труппами мира, что, я думаю, очень скоро произойдет и в России», - Алла Ковган, режиссер.


Российская премьера фильма «Каннингем» состоялась 1 декабря в рамках фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva. Dance.ru представляет выдержки из рецензий российских кинокритиков:


Саша Щипин, Сноб:

"Впрочем, даже двухмерная версия «Каннингема» завораживает, время от времени прорываясь в соседние измерения. Вот на экране крутят пируэты странные крапчатые фигуры, то замирая, чтобы слиться с фоном, то начиная стремительный бег в неизвестном направлении — у этой сцены нет ни центра, ни границ. Вот они танцуют среди придуманных Энди Уорхолом серебристых воздушных шаров, которые кажутся не менее одушевленными, чем люди, изображающие то ли фауну, то ли флору тропических джунглей. Откровенно говоря, в фильме, который называется «Каннингем», ожидаешь увидеть больше самого Каннингема — с его мечтами, с его навязчивыми идеями, с его тяжелым характером, с его любовью, с его окружением, куда входили и Джон Кейдж, и Энди Уорхол, и Роберт Раушенберг, и Джаспер Джонс. Но, кажется, Алла Ковган хочет показать историю Каннингема именно как историю его танца, возникновение и эволюция которого расскажет о хореографе больше, чем десяток «говорящих голов» на экране".

Дмитрий Тёткин, Regnum:

"Фильм производит приятное, но несколько поверхностное впечатление. Как рекламный. Или благостный фильм памяти. То есть произведение, которое невольно обречено на одностороннее восприятие предмета. Собственно, никто и не скрывает, что фильм снят к столетию. А значит, неизбежно агиографичен. Да и грантодающие организации часто за видимой «демократичностью» требуют вполне жёсткого соблюдения гласных и негласных «правил». Здесь неуместны реальные конфликты, диссонирующие точки зрения, критика etc. Даже гомосексуальность и любовная история со знаменитым композитором остались за кадром. Здесь всё понятно. Гений он и есть гений. В самой хореографии. Сложные поддержки, игра с тяготением, «нечеловечески сложная» хореография (часто с элементами алеаторики, то есть случайности: вначале бросали монетки, потом стали пользоваться компьютером). Такой «посттанец». При этом ещё и диктат, который не исключает возможность работы хореографа с «секундомером».
Прочитать рецензию 

Александр Перепёлкин, Blueprint: Интервью с Аллой Ковган:

- Для американцев Мерс Каннингем — фигура очевидная, но почему и как он попал в ваше поле зрения?
- Я ничего про него не знала, когда я приехала в Америку. Да и в России единственный хореограф, которого я тогда знала, это была Алла Сигалова, я помню ее спектакли «Игра в прятки с одиночеством», но меня это не очень интересовало, пока я не оказалась в Америке. Тогда я только и делала, что смотрела экспериментальное кино. Интересовалась тем, как его снимают, монтируют и так далее. Мне хотелось понять, могу ли я делать все. При этом у меня возникла проблема: я не могла писать сценарии на английском языке, мне потребовалось лет десять, чтобы научиться. Тогда я начала искать людей, всяких актеров, исполнителей, которые могли бы работать языком жеста; на английском языке performers — люди, чьи способности позволяют им не говорить. Так я попала в мир танца. Вдруг я поняла, что современный танец и кинематограф появились в одно и то же время, в конце XIX века, что самые интересные исполнители были в основном танцоры. А все кино начала века было создано людьми, которые пришли из водевиля, акробатики… И у Бастера Китона, и у Чарли Чаплина был такой арсенал разных средств для выражения содержания языком тела.
Комментарии
Написать


Написать
Отменить

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

6.06.2020 - 7.06.2020
7.06.2020 - 7.06.2020
27.06.2020 - 27.06.2020