Как справиться? Ответы психологов на самые волнующие вопросы танцоров

Автор
dance.ru
12114
0
12114
18:00 от 20.03.2025
Автор: Анастасия Середа

Психология – одна из самых популярных наук ХХI века дает ответы на вопросы, которые у нас возникают в голове, и объясняет многие ситуации, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Практически каждый танцор (профессионал или Pro Am) знаком со стрессом перед выступлением, непониманием в паре и выгоранием. Редакция dance.ru пообщалась с танцующими психологами на актуальные темы. В этой статье вы получите ответы на самые волнующие вопросы, связанные с психологическим аспектом в танцах.

Прежде чем мы поделимся советами наших экспертов, предлагаем читателю познакомиться с понятием танцевальной терапии. О пользе танцев для здоровья мы уже писали, поэтому погрузимся в терминологию «танцетерапии» глубже. В основе танцетерапии лежит понимание, что танец наравне с мимикой и жестами является одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний человека.

«Танцевально-двигательная терапия – это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека» (прим. редакции: определение Американской ассоциации танцевально-двигательной терапии).

Выделяют три основных вида танцетерапии: клиническая танцевальная терапия, танцевальная психотерапия и танцевально-двигательная терапия. Далее мы будем опираться на последний тип, который работает в целях личностного роста и самосовершенствования.

Алина Агеева, женский психолог, сексолог, чемпионка России по спортивным бальным танцам поделилась своим мнением о данном методе терапии: «Танцевальная терапия – это мощный инструмент для работы с эмоциями, телом и психикой. Она помогает выразить и прожить через движение то, что осталось подавлено. Как профессиональная танцовщица и психолог подтверждаю и убеждаюсь, насколько эффективно работает этот метод: танец позволяет снять напряжение, проработать травмы, улучшить самооценку, наладить отношения с собой и окружающими людьми. Все это осуществляется посредством разных техник: от свободной импровизации до структурированных методик, где определенное движение связано с конкретной эмоцией. Сама я также проходила курс по танцевально-двигательной терапии и сейчас провожу свои практикумы “Контакт с телом”, где мы посредством разных техник соединяем тело с психикой».


Алина Агеева

Анна Дадыка, магистр психологии НИУ ВШЭ, executive-коуч, генеральный директор компании «Комплексное решение», танцор Pro Am представила свое мнение по поводу танцевально-двигательной терапии: «Мир Pro Am – это место, где оба партнера могут получать глубокий терапевтический эффект от процесса. Если каждая девушка ответит себе честно на вопрос, что именно привело ее в танцы во взрослом возрасте (истинная глубинная потребность на бессознательном уровне), и начнет внимательно относиться к этому процессу, тогда для нее откроются фантастические возможности танцетерапии. Мой личный опыт это подтверждает! Во-первых, танец дает возможность выразить весь спектр эмоций через артистизм. Если ваши чувства заблокированы в жизни, дайте им возможность проявиться в танце. Сумев это сделать на танцевальном паркете, вы сможете применить эти навыки в жизни. Во-вторых, в танце можно исследовать взаимоотношения в паре. Чаще всего в Pro Am приходят успешные в управлении и бизнесе женщины, и в то же время у них остаётся истинная потребность доверия, которой не находится места в повседневной жизни. Танец помогает это реализовать – довериться партнеру и танцевать от его ведения. И в-третьих, занятия танцами позволяют девушкам раскрыть и проявить свою женственность».


Анна Дадыка

ТАНЦЫ – ЭТО ПРО ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМ И С САМИМ СОБОЙ

Танцетерапия – это процесс, в котором, как и в самом танце, присутствуют несколько участников. Разберем самые основные роли в танцах: партнеры, тренер, родитель. Как гармонично и экологично взаимодействовать всем вместе, чтобы это не мешало тренировочному и конкурсному процессу, а только способствовало развитию пары? На этот вопрос наши эксперты тоже ответили. 

Алина Агеева: «Гармония в отношениях между партнерами, тренерами и родителями – это ключ к успеху. Экологичная коммуникация строится на открытости, уважении и понимании. Каждый участник должен понимать, что у него своя роль, но цель общая – развитие пары. Партнерам нужно уметь слышать друг друга, как на паркете, так и за его пределами. Рекомендую формировать свои ритуалы общения, если есть конфликты, сходить вместе к спортивному психологу и получить новые инструкции для коммуникации. Тренер должен быть не только наставником, но и тем, кто видит сильные стороны и помогает их развивать. Стратегию развития пары задает он, и тут нужно полностью доверять ему. Важно, чтобы тренер слышал всех участников процесса и учитывал их мнение, но финальное слово все равно за ним! Роль родителей быть опорой и поддержкой, а не источником дополнительного стресса. И здесь важно, чтобы коммуникация между родителями партнера и родителями партнерши была на одной волне или отсутствовала (по договоренности), чтобы не мешать процессу развития пары».

Анна Дадыка: «Общая цель и смысл – это главное, что должно объединять всех участников танцевального процесса. Если говорить про отношения партнеров – это бизнес-партнёрство, которое должно быть понятным и подходящим по формату для обоих участников. Необходимо учитывать психологические аспекты взаимоотношений в танцевальной паре, какие они на самом деле: дружеские, любовные, братские или иные. Что же касается родителей и детей, здесь важно, чтобы родители не реализовывали свои потребности через детей, особенно если ребенок этого не хочет. Осознание того, что танцы – это про отношения с другим и с самим собой, является ключом для разрешения карьерных сложностей и организации процесса развития танцоров».

КАК СПРАВЛЯТЬСЯ СО СТРЕССОМ ПЕРЕД ВЫСТУПЛЕНИЕМ?

Самый популярный вопрос среди танцоров абсолютно любого уровня. Независимо от того, первое это выступление или сто первое, волнение всегда есть и будет. Как им управлять? Алина Агеева отвечает:

1. Дыхательные практики: глубокое дыхание помогает успокоиться и вернуть контроль.
2. Работа с телом через контакт: разминка на концепциях танцевально-двигательной терапии снимает зажимы и напряжение.
3. Настрой на процесс, а не на результат: поиск «слова дня» и ответа на вопрос, какой опыт я хочу получить от этого турнира.
4. Ритуалы перед выходом на паркет: у меня есть свои «якоря», например, смотреть в зеркало и улыбаться себе, общаться с людьми. Здесь все индивидуально, изучайте себя и придумайте свои ритуалы.

ВЫГОРАНИЕ В ТАНЦАХ

Как не допустить выгорания или справиться, когда уже столкнулся с этим явлением? Рассказывает Анна Дадыка: «Наблюдая за танцорами, я замечаю прежде всего физическую и психическую истощенность на фоне постоянных тренировок и работы. Здесь важно понимать, что день отдыха – это не день отсутствия работы и “ничегонеделания”. Этот день непосредственно влияет на успешную карьеру и достижения. Он необходим для восстановления своего инструмента и для более эффективного его использования. Поэтому не стоит пренебрегать отдыхом, отсутствие которого приводит к выгоранию. Рекомендую танцорам внимательнее относиться к своему питанию и процессу восстановления организма, выполнять телесные практики, не связанные с повторением схем или балетных растяжек, находить время для расслабляющих процедур (баня, массаж). И также понимать, к чему вы идете и каких целей хотите достичь. Через умение перемещать свое внимание на ту сферу жизни, где это наиболее важно сейчас, возможно оградить себя от выгорания в профессиональной сфере».

 ТРАВМЫ – ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕСМОТРЕТЬ СВОИ ПОДХОДЫ И СТАТЬ ЕЩЁ СИЛЬНЕЕ

Тема выгорания напрямую связана с телесной осознанностью и физическими травмами, которые влияют на психику танцоров. Телесные травмы у танцоров – про что они? Как научиться чувствовать свое тело лучше и не доводить себя до травматизации? На заключительные вопросы этой статьи наши эксперты ответили так:

Алина Агеева: «Телесные травмы — это не только физическая боль, но и эмоциональные травмы, которые человек не прожил, а заблокировал в теле. Зачастую они возникают из-за игнорирования сигналов тела, неумения реагировать на стресс, истощения организма, вторичных выгод травмы. Травмы – это не конец, а возможность пересмотреть свои подходы и стать ещё сильнее. Важен комплексный подход к этому вопросу: как со стороны физического – тела, так и ментального, духовного и эмоционального – психики».

Анна Дадыка: «Рекомендую развивать телесную осознанность – способность учитывать потребности своего тела и давать себе время восстановиться. Чтобы не довести до травм, советую:

1. Поддерживать свое физическое и эмоциональное здоровье.
2. Делать практики на расслабление мышц (МФР, метод Фельденкрайза).
3. Выполнять дыхательные практики, дышать в танце, раскладывать схемы дыхания по хореографии.
4. Наблюдать за наиболее напряженными участками в теле, выявить причины через психические и физические диагностики и работать комплексно над устранениями зажимов. В случае возникновения травмы важно дать себе возможность восстановиться и эмоционально принять случившееся. Если возникают переживания, то полезно почитать истории других танцоров, с которыми происходило подобное. Можно также поддержать себя мотивационными фильмами про легендарных спортсменов».

От лица редакции хотим пожелать всем танцорам оставаться здоровыми в физическом и ментальном плане. Танцуйте, исследуйте и слушайте себя и с успехом достигайте того, о чем мечтаете!

Больше интересного о танцах ищите в нашем Telegram-канале.
ТАНЦЫ ЗАТМИЛИ ВСЕ. ИНТЕРВЬЮ С ПСИХОЛОГОМ ЮЛИЕЙ РУБЛЕВОЙ. ЧИТАЙТЕ ТУТ
Комментарии
Написать


Написать
Отменить
Читайте также

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

14.06.2025 - 14.06.2025
28.06.2025 - 28.06.2025

Все для танцев