«Две Анны»: новый балет о любви в жизни Ахматовой и Павловой

Автор
dance.ru
4971
0
4971
18:00 от 11.04.2025
Автор: Юлия Винар

Редакция dance.ru побывала на закрытом показе московской премьеры балета «Две Анны» на сцене Государственного академического Малого театра, и мы смело можем утверждать, что балет стал одним из самых ярких событий культурной жизни столицы за последнее время. Спектакль, созданный компанией «MuzArts», погружает зрителя в мир двух великих женщин, символов Серебряного века – Анны Ахматовой и Анны Павловой. Две части балета, каждая со своим уникальным стилем и настроением, рассказывают о жизни и судьбе этих выдающихся личностей, используя язык танца, музыки и поэзии. Спектакль не стремится к биографической точности, а фокусируется на эмоциональном резонансе жизней выдающихся женщин, на их внутренних переживаниях и том непростом выборе между любовью и творчеством, который им пришлось сделать.


Балет «Две Анны»

По словам режиссера Феликса Михайлова, замысел балета «Две Анны» возник из желания гармонично соединить несколько видов искусства: танец, музыку, поэзию и драматическое действие. Перед создателями встал вопрос: на каком материале лучше всего воплотить эту многогранную идею? Выбор пал на биографии двух великих женщин, объединенных одним именем и, как оказалось, похожей судьбой. Исследование литературной истории показало любопытную закономерность: многие Анны в литературе оказывались лишены полноценной, чувственной любви в ее традиционном, лирико-драматическом понимании.

Их любовь, как правило, носила трагический характер, представляя собой бушующую страсть, которая, разрушая их как женщин, одновременно наделяла их невероятной силой и внутренней стойкостью. Это наблюдение подтолкнуло к выбору окутанных тайнами и слухами историй личных отношений Анны Ахматовой и Анны Павловой с их мужчинами. Создатели объединили две истории, создав единое целое, гармонично соединив разные стили хореографии и музыкального оформления. Особое внимание заслуживают костюмы, созданные российским дизайнером Светланой Тегин. Вдохновленная атмосферой Серебряного века, Тегин создала неповторимые образы, подчеркивающие характеры героинь и идеально вписывающиеся в общую эстетику спектакля. Особое место занимает свадебное платье Анны Павловой, ставшее центральным элементом афиши и символом этой части балета. Детали костюмов, скрупулезно подобранные аксессуары, воссоздают атмосферу той эпохи, позволяя зрителям полностью погрузиться в мир двух Анн.


Балет «Две Анны»

Первая часть, посвященная Ахматовой, поставлена знаменитым хореографом-неоклассиком Юрием Посоховым под музыку Сезара Франка. Это не просто биографическое повествование, а глубокое погружение в сложный внутренний мир поэтессы. Хореография Посохова мастерски сплетает воедино движение, музыку и поэтические строки Ахматовой, создавая многослойное и эмоционально насыщенное полотно. Голос самой Ахматовой звучит со сцены благодаря таланту актрисы БДТ Полины Маликовой, чьи декламации стихотворений дополняют и усиливают эмоциональный эффект хореографических сцен. Она создает определенную атмосферу, настраивает зрителя на нужный эмоциональный лад. Драматическая составляющая балета выступает не как самостоятельная линия, а как неотъемлемая часть целостного художественного произведения, тесно переплетающаяся с танцем, музыкой и поэтическим текстом. И представляет собой своеобразное путешествие в ее внутренний мир, в лабиринт воспоминаний, в ее глубинные переживания.


Элеонора Севенард

Сценарий опирается на два основных источника: стихи Ахматовой из ее первого сборника, еще наполненные свежими эмоциями, и ее прозаическое эссе о Модильяни, которое она писала на протяжении четырех лет. Эти четыре года размышлений нашли свое отражение в тщательно выверенном тексте, где Ахматова избегает прямых откровений о своих отношениях с художником. Поэтические воспоминания взрослой женщины переплетаются с сиюминутными, яркими эмоциями молодой девушки в исполнении Примы Большого театра Элеоноры Севенард. Балерина передает на языке танца всю гамму переживаний героини, от нежности и любви до глубокой боли и разочарования. Зритель видит два слоя восприятия: один – зрелый, осмысленный, другой – живой, непосредственный, наполненный трепетом первых чувств. Элегантные, невесомые костюмы, невероятная легкость и грация артистов большого театра, усиливают драматическую составляющую поэзии, а порой даже создают для нее определенный тон. В этих сценах много воздуха и пространства, под стать поэзии Ахматовой.



Алексей Путинцев и Элеонора Севенард Сюжет этой части балета сосредоточен на любовном треугольнике, включающем Анну Ахматову, ее мужа, поэта Николая Гумилева, и художника Амедео Модильяни, раскрывая драматические перипетии их отношений. Посохов с филигранной точностью отображает сложные эмоциональные связи между персонажами, используя язык тела и мимики, создавая ощущение подлинности и глубины чувств. Авторы балета убеждены, что именно кратковременная, но невероятно яркая страсть, вспыхнувшая между Ахматовой и Модельяни, сыграла решающую роль в формировании личности Анны Ахматовой.


Даниил Потапцев

Это знакомство, эта мимолетная любовь, как считают создатели, трансформировала Анну Горенко в Анну Ахматову – великую поэтессу, символ целой эпохи. Можно предположить, что именно жертва высокой, истинной любви ради поэтического дара и определила ее последующий путь и феноменальную творческую судьбу. Это решение, отказ от личного счастья во имя искусства, стало ключевым моментом, сформировавшим ее как личность и как поэта. Балет исследует эту трагическую, но в то же время вдохновляющую историю, рассказывая не только о бурном романе, но и о внутренних турбулентностях, о борьбе между страстью и долгом, между личным счастьем и творческим призванием.


Алексей Путинцев
 
Вторая часть балета, посвященная Анне Павловой, создана хореографом Павлом Глуховым на музыку Ильи Демуцкого. Эта часть представляет собой захватывающее путешествие по жизни великой балерины, отображая ее путь от первых шагов в танце, под руководством легендарного педагога Энрико Чеккетти, до вершин славы и признания. Здесь мы видим не только ее блистательную карьеру, но и сложные человеческие отношения, которые влияли на ее жизнь. Спектакль отображает ее отношения с важными мужчинами ее жизни: от строгого учителя Чеккетти, оттачивавшего ее технику до мельчайших подробностей, до брака с Виктором Дандре, а также встречи с Владимиром Вертинским и Чарли Чаплином. В каждой грациозной позе, каждом движении, угадываются элементы ее знаменитого «Умирающего лебедя», становящегося символом ее трагически прекрасной жизни. Зритель как будто видит перед собой не просто танец, а саму Анну Павлову, воплощенную на сцене. Глухов использует разнообразные танцевальные стили, отражающие многогранность мира, в котором жила Павлова: театр, цирк, варьете, кино – все это гармонично переплетается в единой хореографической ткани. Визуальное богатство постановки усиливается мастерством работы с пространством сцены и использованием света.


Елизавета Кокорева

Сценография «Павловой» с первых минут буквально кричит о том, что вторая история будет совершенно другой: красный тяжелый бархатный занавес, темный свет, «ар-деко» в костюмах и камерность пространства на сцене сразу же погружают зрителя в особую атмосферу. В отличие от лиричной и интроспективной части, посвященной Ахматовой, история Анны Павловой предстает в более эксцентричном, даже гротескном свете. Ее сложный внутренний мир, многогранность ее личности и таланта невозможно передать через образ одной балерины. Поэтому роль Павловой исполняют несколько артисток, каждая из которых воплощает определенный этап жизни великой танцовщицы: от первой любви и трудов на пути к славе до встреч с известными личностями, такими как Чаплин и Вертинский. Каждая из этих встреч, каждое событие раскрывает новую грань ее характера и творчества. Создатели отказываются от классической постановки, используя приемы, напоминающие стиль Феллини – с его эксцентрикой и гротеском. Образы цирковой балерины и брутального циркача за счет контраста подчеркивают драматизм и напряжение в жизни Павловой. В этом смешении стилей и образов заключается особенная привлекательность спектакля. В балете нет простых ответов, только загадки и многочисленные вопросы, которые заставляют задуматься о ценности таланта, о жертвах, приносимых искусству, и о сложности человеческих отношений. Эпатажные сцены сменяют друг друга, напоминая калейдоскопический монтаж, который держит зрителя в постоянном интересе и напряжении.


Елизавета Кокорева и Ильдар Гайнутдинов

Балет «Две Анны» соединяет в себе два очень разные по драматургии, хореографии, свету, цвету и костюмам балета. Но они дополняют друг друга, создавая цельное произведение, лейтмотивом которого является дань уважения Серебряному веку, женщине и любви. Параллели между Ахматовой и Павловой прослеживаются в их самоотверженной преданности искусству. Обе женщины достигли небывалых высот в своей сфере, преодолевая преграды. Однако, подробности их личных отношений, в частности, чувственной стороны, оставались «за кулисами». Балет «Две Анны» приоткрывает ширму этой грани жизни великих женщин, акцентируя внимание на эмоциональной диалектике: страсти, разочаровании, самоотречении и цене, заплаченной ими за свою гениальность.

Больше интересного о танцах ищите в нашем Telegram-канале. 

Комментарии
Написать


Написать
Отменить
Читайте также

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

14.06.2025 - 14.06.2025
28.06.2025 - 28.06.2025

Все для танцев