7 танго-сцен, после просмотра которых вы влюбитесь в этот страстный танец

Автор
dance.ru
48302
0
48302
12:00 от 11.12.2022
Автор: Юлия Винар

Танец и кино связаны с самых ранних этапов возникновения кинематографа, о чем мы уже не раз писали в этой рубрике. Однако зачастую танец использовался лишь как часть событийного ряда или необходимый элемент базового владения актерами пластикой тела. Это позволяло выражать эмоциональное состояние через характер движения. Чтобы воздействовать на эмоциональное восприятие зрителя глубоко, затронуть серьёзные межличностные или внутренние конфликты, создатели как правило, обращаются к танцу, имеющему свою собственную драматургию и сложную историю. Танцу, вбирающему в себя новые веянья и традиции, но при этом не теряющему свою аутентичность и форму. Этот танец — аргентинское танго.

Танго, как и кинематограф, появляется в XIX веке. Буэнос-Айрес, портовый город, привлекает множество эмигрантов во время «серебряной лихорадки». Днём они работают в портах, а вечерами отправляются в бары, клубы, игорные дома. Там, помимо прочих запретных удовольствий, они познают чувственный парный танец, в котором исполнители находятся в непозволительной ранее близости. Поскольку в заведениях подобного плана мужчин было больше, партнеры танцевали друг с другом в стремлении доказать наблюдающим потенциальным партнершам свое мастерство. Именно поэтому танго присущ ярко-выраженный мужской стиль ведения вплоть до нашего времени. Дама, как правило, выполняет в этом танце ведомую роль, а главным условием успеха пары является безоговорочное доверие между партнерами. Танго имеет социальный характер, поэтому именно взаимодоверие и владение базовыми фигурами и техникой позволяют творить истинную магию на паркете. Два незнакомых человека, встретившись взглядами, танцуют вместе 3-4 мелодии (танда), получая сверхсильные эмоции от взаимодействия друг с другом. Случается, что эти люди могут никогда не танцевать вместе снова, или даже не встретиться, но между ними навсегда остается ощущение близости и уникальности их танца. Поэтому вовсе не удивительно, что многие режиссёры, заинтересовавшись этим поистине волшебным процессом, углублялись в танго и привносили его в свои работы.

Сегодня, в Международный день танго, мы хотели бы поделиться несколькими популярными танцевальными сценами из кинофильмов, после которых невозможно остаться равнодушным к этому чувственному танцу. Эти знаковые кино-сцены доказывают, что танго может быть страстным и нежным, свободным, агрессивным, фатальным, а иногда даже комическим. Потому что бы вы не искали в танце – вы обязательно найдете это в танго. Традиционно, автором рубрики выступает киновед, ведущий специалист научно-аналитического отдела ВГИК и мастер-преподаватель танцевальных клубов GallaDance Юлия Винар.

«Четыре всадника апокалипсиса», 1921 год (режиссер Рэкс Ингрэм)

Начнем с фильма, в котором на экране впервые в истории кино показана пара, танцующая аргентинское танго. Сцена, ставшей настоящим украшением «Четырех всадников Апокалипсиса», в исполнении Рудольфа Валентино и Беатрис Домингес стала культовой. «Грязный» танец приобрёл популярность в народе, его нарекли «тангоманией», из-за того, что увлечённость танго приобрела характер эпидемии. Немалая заслуга в этом принадлежит актерскому составу. Рудольф Валентино, бывший учитель танцев, жиголо, для которого соблазнение клиенток стало частью его заработка, он прошел кастинг на фильм именно благодаря умению роскошно танцевать танго.
Танцевальные залы оккупировало аргентинское танго, открылись курительные салоны «танго», в моду вошли ярко-оранжевый цвет «танго» и фасон одежды «танго» (в частности штаны «гаучо»). Танец танго дает возможность авторам привнести в фильм «Четыре всадника Апокалипсиса» ощущение опасности флирта с тёмной стороной желания, порожденного экзистенциальным кризисом, указывая на трагические последствия неожиданного обстоятельства для своих жертв.




«В джазе только девушки», 1959 год (режиссер Билли Уайлдер)

В начале XX века «тангомания» началась в Европе, и первые немые фильмы незамедлительно реагируют на успех новой танцевальной моды. Во время возникновения звукового кино было снято множество фильмов, пропагандирующих танго и его исполнителей. Однако несколько позже страсть, печаль, меланхолия как эмоциональные послания аргентинского танго всё чаще претерпевают деформации в сторону комедии и гротеска.
Ярким примером такого использования танго в кино становится музыкальная комедия положений Билли Уайлдера «В джазе только девушки» 1959 года («Some like it hot»). Танец Дафны с Осгудом Филдингом происходит под одну из самых популярных мелодий танго «Cumparsita». Уайлдер использует набор штампов аргентинского танца — резкие смены, позировки, розу в зубах, превращая один из самых интимных и страстных танцев в комедийный костюмированный фарс, цинично играя с запретными темами, но не касаясь их прямо. Как и в картине в целом. Потому пару составляют не традиционно мужчина с женщиной, а мужчина танцует с мужчиной, что тоже приемлемо для аргентинского танго, если вернуться к истокам этого танца. Комедийность ситуации в том, что один из мужчин пытается танцевать женскую партию, но из-за непривычности такого своего положения исполняет лидирующую позицию, будучи «женщиной». Знаменитая цитата Филдинга во время танца: «Дафна, Вы опять ведете», – подчеркивает комедийность ситуации.


«Запах женщины», 1992 год (режиссер Мартин Брест)

«Por Una Cabeza» — знаменитая песня, написанная в 1935 году Карлосом Гарделем и Альфредо Ле Пера, прозвучавшая во многих фильмах («Правдивая ложь», «Танго-бар», «Список Шиндлера», «Плохой Санта» и т. д.), но феноменальную популярность завоевавшая после фильма «Запах женщины». Песня повествует о человеке, который увлекается скачками и сравнивает свое пристрастие к лошадям с увлечением женщинами. Это песня о мужчине, идущем «на запах» в поисках женщины и страсти. Так и герой Аль Пачино, готовящийся к самоубийству, мечтает провести последние дни своей жизни, наполнив её всем, что он искренне любит. Именно танец с Донной (ит. donna — женщина) — маленькая, преисполненная любви и страстности, жизнь внутри фильма. Будучи слепым, Фрэнк благодаря танго преображается на глазах у Чарли и ощущает внутреннюю силу пригласить девушку. Полковник мастерски проводит ее в гипнотический мир настоящего танго, в чём незрячесть ему только помогает.



«Урок танго», 1997 год (режиссер Салли Поттер)

Кульминация фильма - сцена танца Салли Поттер одновременно с тремя мужчинами, всё в ней указывает на обретение женщиной внутренней свободы. Действие сцены происходит на чердаке, то есть на самой вершине дома, пространство открыто и ограничено лишь рамками кадра. В этой части фильма очень много воздуха. Квартет исполняет сложные технические комбинации под композицию с красноречивым названием «Libertango» — танго свободы. И самое главное раскрепощение главной героини читается в плавности и уверенности ее движений. Она играет одновременно с тремя мужчинами, опять же, уходя от стереотипного «танго втроём», в котором женщина выбирает между двумя мужчинами. Здесь мужчин трое и символизируют они всех мужчин мира. С ними героиня, раскрывшая в финале свою витальность в полной мере, не боится вести красивый чувственный разговор и выбирает для этого танец, рожденный в канаве Буэнос-Айреса. Танец спорный и долгое время запрещённый, как и гендерное равноправие в обществе.



«Мулен Руж», 2001 год (режиссер Баз Лурман)

«Где нет доверия – нет любви» - основная идея, пожалуй, самой сильной сцены из мюзикла «Мулен Руж», исполненная под «El tango Roxanne». Баз Лурман использует параллельный монтаж, чтобы сплести две разные сюжетные линии, метафорически объединенные схожим смыслом: историю аргентинской проститутки, убитой в танце обманутым любовником, и грехопадение героини Сатин (Николь Кидман), предавшей свою любовь и Кристиана (Эван МакГрегор) под напором герцога (Ричард Роксбург). Мир лицедейства в этой сцене обнажает умопомрачительное вожделение, пылкость, искреннюю злость, боль и страдания всех главных героев, с помощью множества выразительных средств – это и приглушенные тона, актерская игра, музыка, и, конечно, резкие и страстные движения танго.



«Держи ритм», 2006 год (режиссер Лиз Фридлендер)

Учитель отправляется на помощь отъявленным хулиганам, в качестве наказания заслуживших занятия бальными танцами. Провинившиеся ученики не хотят танцевать классическую программу бальных танцев. Но, увидев своего преподавателя в амплуа артистичного мачо, искусно владеющего своим телом и мастерски ведущего красивую партнёршу, проникаются к нему уважением и меняют свое отношение к бальным танцам. Немаловажную роль играет тот факт, что исполняется данный танцевальный номер под аккомпанемент одной из самых популярных современных музыкальных групп, специализирующихся на электронном танго — «Gotan Project», а именно под трек «Una musica Brutal». Дальнейшие перипетии сюжета типичны для фильма о конкурсных соревнованиях, и в музыкальной драме последует ряд красивых танцевальных сцен, но поворотной и значимой точкой отсчёта остается сцена виртуозно исполненного танго.



«Легкое поведение», 2008 год (режиссер Стефан Эллиот)

Кульминационная сцена танго в исполнении Лариты (Джессика Билл) и Джеймса Уиттейкера (Колин Ферт) определяет мотивы каждого персонажа. Танец здесь – метафора диалога Лариты с патриархальным миром. В момент подступающего отчаяния мистер Уиттейкер предлагает девушке руку, осознавая последствия своего решения. Шагнув на этот путь, партнёры без слов понимают всё недосказанное раннее друг другу. Хореограф картины использует танго, потому что именно этот танец, как никакой другой, способен выступить метафорой диалога или нежелания диалога, а также передать суть свободы. С помощью хореографических па обличить отношения между главными героями. Он использует близкое объятие и поступательные шаги. Транслирует трепет и нежность, возникшие между героями. Не забывает о духе страстного влечения, не столько тел, сколько душ, накаляющегося вплоть до последней сцены. Это отражается в резких выпадах, открытиях в паре и элементе, служащем для экспрессивного украшения танца — ганчо (исп. крючок) — резкого движения, когда танцор обхватывает или хлестко ударяет ногой ногу партнера, сгибая колено (может исполняться попеременно обоими партнёрами). Танго становится гармоничным объединением двух одиночеств, нашедших друг друга героев - связанные своей внутренней болью. Ларита и Джеймс, ранее не касавшиеся друг друга, соединяются в импровизационном танце, основанном на взаимном доверии и чувственности.


Комментарии
Написать


Написать
Отменить
Читайте также

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

18.02.2023 - 19.02.2023
1.04.2023 - 1.04.2023
22.04.2023 - 23.04.2023

Все для танцев